Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 01.08.2021, 10:49
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная лавиния фонтанаРегистрацияВход
Меню сайта

 

ЛАВИНИЯ ФОНТАНА

Венера, кормящая Амура.

Холст (переведена с дерева), масло.

Размеры:63 - 47 см.

Пост. в 1865 из собр. герцога А. Литта в Милане.

Инв. № ГЭ 2345

В собрании герцога Литта картина считалась произведением Пармиджанино. Согласно Григоровичу (1865), ныне существующая атрибуция была сделана Г. Вагеном. Как произведение Лавинии Фонтана картина вошла в каталоги Эрмитажа 1869–1994. Сомнение в этой атрибуции высказал Кантаро (1989), хотя не отказался от принадлежности картины к болонской школе. В 1928 в журнале «Der Cicerone» (Bd 1) под именем Доссо Досси была опубликована картина, почти полностью (за исключением поворота головы Венеры и изменений в пейзаже) повторяющая эрмитажную композицию. Она принадлежала одному из берлинских антикваров. Пиглер включил ее в свое исследование как работу неизвестного пармского мастера ок. 1560 (см.: Pigler 1974. Bd 2. S. 249). Он идентифицировал этот экземпляр с картиной, опубликованной как произведение Пармиджанино из собр. Белвуар Кэстл, Англия (The Connoisseur 1903. Vol. 6. P. 113), и указал, что старая копия с «Венеры, кормящей Амура» хранилась в собр. Анжело Белла в Милане. О судьбе английской картины ничего не известно, но Фажжин (1963. P. 22) приписал ее Камилло Боккачино. Основанием для этого послужил сонет Джан Паоло Ломаццо, в котором упомянуто произведение на аналогичный сюжет как созданное Боккачино. Бора (1974) полагал, что эрмитажная картина — поздняя копия той, что находилась в английском собр. Еще одна подобная версия была опубликована Танци (1990. Р. 21. Note 99. Fig. 2). Грегори (см. каталог выставки: 2004– 2005 Athens) безоговорочно сочла автором «Венеры с амуром» Камилло Боккачино. Ее основные аргументы сводятся к следующему. Редкий сюжет позволяет отождествить произведение с описанием Ломаццо, и, по ее мнению, именно эта картина упомянута в инвентаре 1604 Пирро Висконти Борромео (без указания авторства) как «Венера с богом любви у ее груди». Грегори сравнивает произведение с фресками Камилло, созданными в поздний период его деятельности в апсиде церкви Санто Сиджизмондо в Кремоне. Такое сопоставление маленького станкового произведения с монументальными росписями не представляется убедительным. Тем более сама исследовательница отмечает, что во фресках ощущается иное обращение мастера к маньеризму, чем в «Венере c амуром» — единственном известном у Боккачино светском сюжете. Остается одно, но не достаточное, на наш взгляд, доказательство — сонет Ломаццо, в котором речь могла идти о несохранившейся работе Камилло. Считаем, что атрибуция Лавинии подтверждается сравнением «Венеры, кормящей Амура» с «Туалетом Минервы» (Галерея Боргезе, Рим; инв. № 7; дерево, масло. 260 × 190), датированным 1613. В обоих случаях художница использовала один и тот же тип лица, характер прически, форму рук с ямочкой на локте. «Венера, кормящая Амура» может быть отнесена к числу поздних работ Лавинии Фонтана.

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021