Искусство. Национальные школы живописи.
Четверг, 18.04.2019, 17:05
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная лотто, лоренцоРегистрацияВход
Меню сайта

 

ЛОРЕНЦО ЛОТТО (1480-1556) LORENZO LOTTO

 
Лоренцо Лотто ( Lorenzo Lotto) . Родился около 1480 г. в Венеции; ум. около 1556 г., вероятно, в Лоретто.Один из лучших венецианских живописцев, ученик, по-видимому, Джованни Беллини (по другому предположению — ученик Альвизе Виварини), развившийся впоследствии под влиянием Джорджоне и отчасти Корреджо. Творческая жизнь Лотто, которая развивалась за рамками официальной венецианской живописи чинквеченто, определялась превратностями беспокойного существования, часто вдали от Венеции, в Риме, Бергамо и провинции Марке. Нонконформизм Лотто появляется гораздо раньше, чем начинается его художническое бродяжничество, еще во время первых опытов в Венето, точнее в Тревизо, где его пребывание подтверждено документально в 1498- 1508. В основе его независимости лежала свобода выбора источников, так что трудно даже установить его учителей. Между двумя произведениями из Неаполя (Каподимонте) - Мадонна со св.Петром мучеником (1503) и Портретом епископа Б. де Росси (1505) - можно поместить двух Пажей во фреске монумента Ониго (Тревизо, ц. Сан-Николо). В 1506 Лотто впервые исполняет монументальные алтарные картины: Мадонна со святыми в ц. Санта-Кристина в Тивароно, близ Тревизо, и Благовещение в соборе Асоло (Тревизо), а затем принимается за образ Св. Иеронима (Париж,Лувр), который повторяет несколько раз подряд. В 1508, во время своего первого пребывания в провинции Марке, Лотто пишет полиптих из Реканати (пинакотека) и Мадонну с двумя святыми (Рим, гал. Боргезе); эти произведения подводят своеобразный итог формированию художника, сначала под влиянием Джованни Беллини, а затем Антонелло да Мессины (через Альвизе Виварини) и Дюрера (который был в Венеции в 1505-1507). На основе уроков Джорджоне и Тициана, Лотто создал свой очень индивидуальный художественный язык, которому присущи нервные и острые формы и колористическая ,,полифония,,.Пребывание в Риме (март 1508) для работ в ватиканских Станцах (не сохранились) привнесло в живопись Лотто значительные изменения. Появившиеся сначала как симптом кризиса в картинах, непосредственно следующих за написанными в Марке (Преображение, Реканати, пинакотека; Снятие с креста, 1512, Ези, пинакотека), эти изменения придали пространству его работ широту и новое дыхание, что особенно чувствуется в произведениях, созданных в Бергамо, куда художник прибыл в конце 1512 (алтарь из ц. Сан-Стефано, ныне - ц. Сан-Бартоломео, 1516, пределла - Академия Каррара). Наряду с влиянием Рафаэля, в творчестве Лотто этого времени заметны и черты ломбардо-леонардовской манеры, которая придала выразительности Лотто некоторую сентиментальность (Мадонна, 1518, Дрезден, Картинная гал.). В его картинах появляется и некоторая патетика, выраженная в эффектах люминизма (Прощание Христа с Марией, Берлин-Далем, музей), что можно объяснить возросшим интересом к живописи Альтдорфера и Грюневальда, известной Лотто благодаря художникам <ландскнехтам> Урсу Графу и Мануэлю Дойчу. Однако разнообразие источников вдохновения не уменьшает в этот период - быть может, самый счастливый в творчестве мастера - его поэтичных качеств: чистый и светоносный колорит (алтарные картины из ц. Сан-Бернардино и СантоСпирито в Бергамо, 1521); интимную и мягкую атмосферу, которая окутывает евангельские сцены (Обручение св. Екатерины, 1523, Бергамо, Академия Каррара; Рождество, 1523, Вашингтон, Нац. гал.); реалистичность и психологизм моделей (портрет Далла Торре, 1515, Лондон, Нац. гал.; портрет мессера Марсилио и его жены, 1523, Мадрид, Прадо); свежесть наблюдений и искренность, которые ставят Лотто в ряд предшественников караваджизма (Р. Лонги). В этот же период в его искусстве появилась и повествовательность (Купание Сусанны, 1517, Флоренция, Уффици, бывшее собрание Контини-Бонакосси), которая к 1524 приобретает нежный, свободный и почти народный характер (фрески в капелле Суарде в Трескоре, Бергамо (Сцены из жизни св.Варвары, св.Екатерины и св. Клары).В конце 1525 Лотто приезжает в Венецию, но продолжает работать для Бергамо, куда он посылает картоны (не сохранились) для интарсии в ц СантаМария Маджоре (1524-1532), моленные образы для провинциальных церквей (полиптих для ц. в Понтеранике, в котором многие черты напоминают искусство Грюневальда; Успение Марии для ц. в Челане, 1527), В Венеции он живет у доминиканцев Санти-Джованни э Паоло; кроткий Портрет доминиканца (1526, Тревизо, музей) изображает, возможно, казначея монастыря, Маркантонио Лучиани. Но особенно много Лотто работает для провинции Марке, куда он постоянно посылает картины, предназначенные для церквей (Мадонна с младенцем, св. Иосифом и св. Иеронимом, 1526, Благовещение, ныне - Ези, пинакотека). Контакты с сильной личностью Тициана в Венеции не изменили глубокой оригинальности художника, которая наоборот достигла в эти годы своей наивысшей выразительности в таких произведениях, как Благовещение для ц. Санта-Мария сопра Мерканти в Реканати (ныне - Реканати, пинакотека), любопытная сцена в интерьере, залитом светом; Поклонение пастухов (Брешиа, пинакотека Тозио Мартиненго); алтарь Св. Николая (1529, Венеция, ц. Кармине), в котором пейзажный фон, отмеченный особым чувством природы, одновременно идиллической и драматичной, является наибольшей поэтической удачей Лотто, но острый колорит чужд венецианскому стилю той эпохи Около 1530 художник уезжает в провинцию Марке, где в 1531 пишет Распятие для ц. Монте Сан-Джусто (Фермо), а в 1532 - Алтарь св. Лючии (Ези, пинакотека) - другое фундаментальное произведение Лотто, полное изобретательности и новых решений и написанная в холодном колорите, богатом световыми эффектами, особенно в пределле. В эти годы в своих портретах Лотто достигает психологической глубины и стиллистического равновесия (Портрет молодого человека, Венеция, гал.Академии; портрет Андреа Одони, Лондон, Бэкингемский дворец; Портрет дворянина, Рим, гал.Боргезе).Последний период творчества Лотто отмечен усилением религиозности, но и меньшей творческой безмятежностью, связанной, несомненно, с духовным кризисом и тревогой художника. Записи Лотто в книге счетов с 1538 до года смерти, являются ценными документами, свидетельствующими о превратностях жизни мастера, его материальных трудностях, профессиональной неудовлетворенности, а также о частых поездках. Завершив свое пребывание в Марке алтарной картиной Мадонна с четками (1539, Чинголи, ц. Сан-Доменико), Лотто в 1540 возвращается в Венецию и в 1542 пишет для ц. Санти-Джованни эПаоло картину Св. Антоний, раздающий милостыню, еще полную жизни и тонких наблюдений. В 1542-1545 он находится в Тревизо, а в 1545-1549 вновь в Венеции. В 1550-е Лотто создает много портретов, которые по своему колориту и тональным переходам напоминают Тициана портреты Фебо да Брешиа, Милан, пинакотека Брера; Лауры да Пола, там же; Портрет пожилого дворянина с перчатками, там же). Это тяготение к искусству Тициана, заметное также в двух алтарных картинах, созданных в Венеции (Мадонна со святыми, прежде - Анкона, ц. Сант-Агостино, ныне - ц. Санта-Мария делла Пьяцца; Успение Марии со святыми, ермо,ц. Мольяно), стало последним проявлением подлинного искусства Лотто. После окончательного переезда в Марке в июле 1549, уставший и больной, Лотто много работает, но пишет средние по качеству картины. Среди них, однако, выделяется Принесение во храм в Сакра Каза в Лорето (здесь Лотто жил и умер, оставив все свое имуществу монастырю). Это произведение, написанное в приглушенных тонах и <ташистское> по фактуре, стало последней попыткой художника обновить свои выразительные средства. Своим <модернизмом> оно лишний раз подтверждает гениальность одного из самых необычных и ярких итальянских живописцев XVI в.

Работы художника

II(22),IV(135)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz