Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 19:24
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная MASSIMO STANZIONEРегистрацияВход
Меню сайта

 

МАССИМО СТАНЦИОНЕ

Клеопатра.1630-1640-е

Холст, масло.

Размеры:169-99,5 см. Справа внизу монограмма, сплетенная из букв: EQ MAX

Поступила в 1968 через ГЗК от О. М. Гутниченко в Ленинграде. Ранее: в XIX в. — собр. А. М. Стателло, князя Кассаро, в Неаполе.

Инв.№ГЭ10030

Плутарх. Антоний, XLIV, 86.

Монограмма, составленная из латинизированной формы прозвища Кавальере Массимо — EQUES MAXIMUS, — встречается и на других полотнах художника. Стилистически картина близка полотнам Станционе «Мадонна с четками », «Св. Агата в темнице» (обе — Национальная галерея Каподимонте, Неаполь). Создание произведения можно отнести к 1630–1640-м. По сообщению бывшей владелицы, картину привез из Италии в 1920-х польский коммерсант Леон Кранц. В словаре Бенези (1924) указано, что во дворце Кассаро в Неаполе есть картина Станционе «Клеопатра». Словарь Тиме и Беккера (1937) упоминает ее как «ранее находившуюся в собр. Кассаро». Березина (1969) предположила, что картина могла быть увезена из Неаполя в 1920-х и есть все основания идентифицировать ее с эрмитажной. Уиллет (Schütze, Willette 1992) справедливо сомневается в том, что это произошло именно в указанный срок, но полагает возможной идентификацию эрмитажного полотна с принадлежавшим в XIX в. Антонио Марии Стателло, князю Кассаро, в Неаполе и упомянутым в книге Г. Аджелло: «…Клеопатра, написанная сильной кистью чистыми красками Массимо Станционе, который начертал там инициалы своего имени» (Ajello 1845. P. 329).

Обручение святой Екатерины.

Холст, масло.

Размеры: 200 - 148,5 см.

Поступила в 1924 через ГМФ. Ранее: собр. Раевских в Петербурге.

Инв. № ГЭ 5048

LA, CLXIX, 2.

Картина поступила в Эрмитаж как произведение неизвестного мастера круга Караваджо. Очень близкие варианты композиции почти того же размера находятся в частном собр. в Мадриде и в соборе Толедо (капелла св. Петра). А. Перес-Санчес считал мадридское полотно оригиналом Массимо Станционе, а толедское — копией с него (Pérez-Sánchez 1965. P. 455). Картина из собора в Толедо экспонировалась в Севилье в 1973. Предварительно она была отреставрирована. Составители каталога (Caravaggio 1973. N 35), отметив выявленное реставрацией высокое качество живописи, сочли это полотно не копией, а авторским повторением мадридской композиции и предложили датировать 1635–1640. Кауза (1972) приписал эрмитажную картину Франческо Гуарино, назвав толедскую репликой с нее. Эрмитажное полотно обладает высокими художественными достоинствами и несомненно представляет собой авторский вариант композиции, которая, обнаруживая близость к искусству Гуарино, все же в стилистическом отношении представляется более характерной для Станционе. Шютце (Schütze, Willette 1992) полагает, что мадридское, толедское и эрмитажное полотна — копии с утраченного оригинала Станционе.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024