КАРЛО КРИВЕЛЛИ
Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами.1470-1475гг.
Дерево, темпера.
Размеры: 72,4 - 55,2 см.
В коллекциях музея с 1859г.
Инв.№NG602
Благовещение со святым Эмидием.1486г.
Холст (переведена с дерева), темпера
Размеры:207-146,7 см.
В коллекциях музея с 1864г.
Инв.№NG739
Карло Кривелли. "Благовещение со Святым Эмидием". Из собрания Национальной галереи, Лондон Из серии "Шедевры музеев мира в Эрмитаже" Государственный Эрмитаж февраль 2012 г.
Большой алтарный образ подписан: "OPVS CAROLI CRIVELLI VENETI" (произведение Карло Кривелли венецианца). Напоминание о месте рождения художника свидетельствует о том, что он работал вдали от Венеции: все основные произведения Карло Кривелли созданы на территориях Марке, находившихся во владении Рима. В южной части этой области расположен город Асколи Пичено, в жизни которого произошло важное событие: 22 марта 1482 года папа Сикст IV специальной буллой восстановил права городского самоуправления. Послание понтифика - Libertas ecclesiastica - достигло места назначения 25 марта, в день Благовещения, тут же объявленный общегородским праздником. Тогда же Карло Кривелли был заказан алтарный образ Благовещения для церкви Сантиссима Аннунциата (закончен в 1486 году) Понимая все значение этой картины, Кривелли стремился не просто рассказать о евангельском событии, но и раскрыть те исключительные обстоятельства, что сопутствовали заказу.Узкий проем, обрамленный пилястрами и увенчанный не менее роскошным карнизом, открывает внутреннее убранство комнаты, в которой молится коленопреклоненная Мария. Над жилищем Мадонны возвышается второй этаж с просторной лоджией, создавая общее впечатление аристократического дворца. Напротив него - похожее палаццо, и пролегающая между ними улица увлекает взгляд вглубь, где линии перспективы замыкаются аркой, в ее проеме видна зубчатая стена - граница города. В этом идеальном урбанистическом виде асколанцам предстал их родной Асколи Пичено, не подлинный, а город мечты, чей образ соответствовал культурным и эстетическим принципам Ренессанса. Перенесение евангельского события в фантастическую и одновременно реалистическую обстановку приближало его к современности и отвечало чаяниям заказчиков алтаря: праздничной атмосферой радостного предчувствия живут все персонажи картины. Мария осенена сиянием Святого Духа - луч проникает к ней с неба через зарешеченное окно. Он, однако, невидим для многочисленных персонажей, заполняющих первый и отдаленные планы - это горожане, жители Асколи Пичено. Все они, занятые неторопливой беседой на ступеньках дворца, стоящие на галерее или же прогуливающиеся по саду, томятся в нетерпеливом ожидании; те, кто не в силах справиться с волнением, пристально вглядываются в небо. Они тоже ждут "Благую весть" - не случайно рядом с Архангелом Гавриилом представлен Святой Эмидий - покровитель города - с моделью Асколи Пичено в руках. На шестах сидят почтовые голуби: папская булла была доставлена в город именно голубиной почтой. Человек, стоящий над аркой, читает послание, только что принесенное птицей. Единственный посредник между зрителем и персонажами картины - маленький ребенок, только ему дано созерцать таинство благовещения. Надпись на карнизе вдоль нижнего края картины напоминает о событии, послужившим поводом для создания алтаря: LIBERTAS ECCLESIASTICA, тут же гербы папы Иннокентия XIII и епископа Каффарелли. Карло Кривелли стремился передать целый мир, увиденный глазами художника XV века. На переднем плане помещены яблоко, символизирующее первородный грех, и огурец - плодородие и сады Эдема. Оба плода - своего рода "обманки": огурец "съезжает" с цоколя, переходя из живописного пространства в реальное. Павлин, восседающий на карнизе второго этажа, - намек на бессмертие, вечную жизнь, уготованную праведникам. Несмотря на обилие красочных подробностей, композиция не кажется перегруженной: благодаря развитому чувству гармонии Карло Кривелли удается сохранить общее равновесие. За художником не случайно закрепилась слава мастера утонченно-рафинированного стиля: он обогатил традиционные приемы венецианцев уверенным рисунком и контрастной светотенью, математически точным построением пространства и архитектуры, ювелирной отделкой форм, грациозностью и элегантностью фигур, как будто сошедших со страниц рыцарских романов.
Алтарь Асколи-Пичено. Святой Петр Мученик.1476г.
Дерево, темпера.
Размеры: 90,5 - 26,5 см.
В коллекциях музея с 1862г.
Инв.№NG788.13
Алтарь Асколи-Пичено. Святая Лучия.1476г.
Дерево, темпера.
Размеры: 91 - 26,5 см.
В коллекциях музея с 1862г.
Инв.№NG788.12
Алтарь Асколи-Пичено. Святой Михаил.1476г.
Дерево, темпера.
Размеры: 90,5 - 26,5 см.
В коллекциях музея с 1862г.
Инв.№NG788.11
Алтарь Асколи-Пичено. Святой Иероним.1476г.
Дерево, темпера.
Размеры: 91-26 см.
В коллекциях музея с 1868г.
Инв.№NG788.10
Алтарь Демидофф. 1476г.
Дерево, темпера.
Размеры: Центр.:138,5-40 см, 139-40,5 см, 148,6 х 63,5 см, 137,5-40 см, 137,5-40 см; верх:61-39,5 см, 61-40 см, 61-40 см, 60,5-39,5 см.
В коллекциях музея с 1868г.
Инв.№NG788.1-788.9
Алтарь церкви S. Francesco Dei Zoccolanti, Matelica. После 1490г.
Дерево, темпера,масло.
Размеры: 150,5 х 107,3 см.
В коллекциях музея с 1862г.
Инв.№NG724.2, NG724.1