Искусство. Национальные школы живописи.
Четверг, 30.05.2024, 01:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная вашингтон тицианРегистрацияВход
Меню сайта

 

ТИЦИАН

Венера с зеркалом.Около 1555 г.

Холст, масло.

Размеры:124,5 - 105,5 см.

Из коллекции Эндрю В. Меллона в 1937 г.Ранее:в 1850 году наследниками Джованни ди Альвизе Барбариго [ум. 1843] царю Николаю I [1796-1855], Санкт-Петербург; Галерея Императорский Эрмитаж, Санкт-Петербург; приобретена в апреле 1931 года, в ходе варварских распродаж коммунистами национального достояния России, Эндрю У. Меллон.

Инв.№1937.1.34

Николай I и Новый Эрмитаж, Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия, 2002 г.

Exhibition: Titian, Tintoretto, Veronese Rivals in Renaissance Venice.March 15–August 16, 2009.Museum of Fine Arts Boston.

Картина создана художником в 1550-х годах, когда ему было уже за семьдесят. Однако эти годы и предшествующая им четверть века явились самыми счастливыми и плодотворными в жизни мастера. Слава Тициана гремела по всей Европе, его заказчиками стремились стать многие царствующие особы, Карл V даровал ему титул графа Палатинского - ни один художник не удостаивался подобной чести. "Венера перед зеркалом" явилась своеобразным живописным ответом на теоретический спор между представителями флорентийской и венецианской художественными школами о том, какое искусство считать главным - живопись или скульптуру. Сама тема - античная богиня любви со своим сыном Купидоном - не допускала многозначных толкований. Художник формулирует свой идеал красоты, вступая в соревнование с классическим искусством и одновременно демонстрируя знание античных образцов. Тициановская "Венера" восходит к двум греко-римским прототипам. Положение ее рук повторяет жест знаменитой мраморной статуи Праксителя "Афродита Книдская", однако в отличие от нее богиня на картине представлена не полностью обнаженной, а задрапированной до бедер - мотив, характерный для изображения "Венеры-прародительницы", наиболее знакомым примером которой может служить луврская Венера Боргезе. Утверждая превосходство живописи над скульптурой, Тициан специально ввел в свою композицию предмет, давно используемый для этой цели, - зеркало. Зеркала, стеклянные полусферы, полированные вороненые доспехи, с помощью которых фигуру можно было одновременно представить с нескольких точек зрения (тогда как статую необходимо обойти кругом), ввел в арсенал венецианских художников Джорджоне. В "Венере" богиня повернута к зрителю почти в профиль; отражение ее лица в зеркале, чуть размытое, смотрится как портрет в прямоугольной раме, своего рода "картина в картине" - находка, впоследствии часто используемая живописцами. Фигура главной героини освещена мягким рассеянным светом и, кажется, сама излучает теплое сияние. С удивительным мастерством Тициан передает тончайшие нюансы тона в переходах от матовой белизны лба к румянцу щек и ярким губам, блеск драгоценных камней и густой ворс меха. Живопись воссоздает бесконечное разнообразие красочного, чувственно воспринимаемого мира, что недоступно скульптуре - вот главный аргумент мастера. Тициан чрезвычайно высоко ценил свою "Венеру перед зеркалом" и при жизни отказывался ее продавать, сохраняя картину как образец для многочисленных вариантов и реплик, исполненных на протяжении 1560-х годов не только им самим, но и его помощниками (ни одно из собственноручных повторений не сохранилось). После смерти художника его младший сын продал отцовский дом, а еще раньше - картины, в числе которых была и "Венера", венецианскому патрицию Кристофоро Барбариго. Почти триста лет полотна великого мастера оставались в палаццо Барбариго. В первой половине XIX века род пресекся, и коллекцию решено было продать. В 1850 году галерею Барбариго приобрел для Эрмитажа Николай I. "Венера перед зеркалом" вместе с не менее знаменитой "Кающейся Марией Магдалиной", в одинаковых, старинных резных рамах, размещались в одном из Итальянских кабинетов Нового Эрмитажа. В 1920-1930-е годы "Венера перед зеркалом" разделила участь многих шедевров эрмитажной коллекции. В 1931 году она была продана Эндрю Меллону. С 1937 года картина  находится в Национальной галерее в Вашингтоне.   

Рануччо Фарнезе. 1541–1542 гг.

Подписана.

Холст, масло.

Размеры:89,7 - 73,6 см.

Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, подарена в 1952 г.

Инв.№1952.2.11

 

EXHIBITION: Titian. Museo Nacional del Prado.Madrid. 6/10/2003 - 9/7/2003.

Exhibition: Titian, Tintoretto, Veronese Rivals in Renaissance Venice.March 15–August 16, 2009.Museum of Fine Arts Boston.

Кардинал Пьетро Бембо. 1539-1540 гг.

Холст, масло.

Размеры:94,5 - 76,5 см.

Коллекция Сэмюэля Х. Кресса

Инв.№1952.5.28

Купидон с Колесом Времени.1515-1520 гг.

Холст, масло.

Размеры:65,9 - 55,3 см.

Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, подарена в 1939 г.

Инв.№1939.1.213

Дож Андреа Гритти.1546-1550 гг.

Подписана.

Холст, масло.

Размеры:133,6 - 103,2 см.

Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, подарена в 1961 г.

Инв.№1961.9.45

Женщина, держащая яблоко.Около 1550 г.

Холст,масло.

Размеры:97,8 - 73,8 см.

Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, подарена в 1939 г.

Инв.№1939.1.292

ДЖОВАННИ БЕЛЛИНИ

ТИЦИАН

Пир богов.1514-1529 гг.

Холст, масло.

Размеры: 170,2-188 см.

В коллекциях музея с 1942 г. Ранее:собр. герцога феррарского Альфонсо I д Эсте; собр. кардинала Пьетро Альдобрандини и его семьи, Рим; собр.Винченцо Камуччини, Рим; собр. герцога Нортумберленда, Олнвик-кастл, Англия; собрание Уайденера.

Инв.№ 1942.9.1

EXHIBITION: Titian. Museo Nacional del Prado.Madrid. 6/10/2003 - 9/7/2003.

Нередко история искусства бывает столь же увлекательной, как детектив. "Пиршество богов" подписано Джованни Беллини. Однако, согласно Вазари, картину закончил Тициан. Ее исследование в рентгеновских лучах показало, что она содержит целых три слоя записей, и это послужило очевидным доказательством тому, что последние изменения, а возможно, и более ранние, были сделаны Тицианом. Тому есть различные причины, главная из которых в том, что первоначальный замысел картины не соответствовал другим произведениям в том же зале замка в Ферраре, для которого герцог Альфонсо I д Эсте заказал Беллини целую серию картин, в частности, "Вакх и Ариадна" (ныне в Лондонской Нац. галерее) и "Поклонение Венере" (ныне в музее Прадо в Мадриде). Хотя Тициан превратил фон "Пиршества богов" в пейзаж, названный "самым прекрасным пейзажем того времени" и "целой эпохой в истории искусства", но и без него картина Беллини была бы в большей степени новаторской- боги изображены здесь в виде обычных людей. Словно они актеры ренессансного маскарада. Спектакль, который они показывают,- это праздник в честь Приапа, описанный в "Фастах" Овидия. Справа- Приап подкрадывается к богине целомудрия, но в этот момент некстати взревел осел, изображенный слева, и разбудил спящих богов. Затем ,согласно Овидию ,произойдет вот что: В ужасе нимфа, вскочив, оттолкнула руками Приапа И всполошила кругом рощу, пустившись бежать. Бог же, державший уже наготове оружие страсти, Общим посмешищем стал в сиянье луны. Однако под кистью Беллини непристойная шутка превратилась в благородную дионисийскую мистерию.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024