Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 19.04.2019, 07:25
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная вашингтон тицианРегистрацияВход
Меню сайта

 

ТИЦИАН

Картина создана художником в 1550-х годах, когда ему было уже за семьдесят. Однако эти годы и предшествующая им четверть века явились самыми счастливыми и плодотворными в жизни мастера. Слава Тициана гремела по всей Европе, его заказчиками стремились стать многие царствующие особы, Карл V даровал ему титул графа Палатинского - ни один художник не удостаивался подобной чести. "Венера перед зеркалом" явилась своеобразным живописным ответом на теоретический спор между представителями флорентийской и венецианской художественными школами о том, какое искусство считать главным - живопись или скульптуру. Сама тема - античная богиня любви со своим сыном Купидоном - не допускала многозначных толкований. Художник формулирует свой идеал красоты, вступая в соревнование с классическим искусством и одновременно демонстрируя знание античных образцов. Тициановская "Венера" восходит к двум греко-римским прототипам. Положение ее рук повторяет жест знаменитой мраморной статуи Праксителя "Афродита Книдская", однако в отличие от нее богиня на картине представлена не полностью обнаженной, а задрапированной до бедер - мотив, характерный для изображения "Венеры-прародительницы", наиболее знакомым примером которой может служить луврская Венера Боргезе. Утверждая превосходство живописи над скульптурой, Тициан специально ввел в свою композицию предмет, давно используемый для этой цели, - зеркало. Зеркала, стеклянные полусферы, полированные вороненые доспехи, с помощью которых фигуру можно было одновременно представить с нескольких точек зрения (тогда как статую необходимо обойти кругом), ввел в арсенал венецианских художников Джорджоне. В "Венере" богиня повернута к зрителю почти в профиль; отражение ее лица в зеркале, чуть размытое, смотрится как портрет в прямоугольной раме, своего рода "картина в картине" - находка, впоследствии часто используемая живописцами. Фигура главной героини освещена мягким рассеянным светом и, кажется, сама излучает теплое сияние. С удивительным мастерством Тициан передает тончайшие нюансы тона в переходах от матовой белизны лба к румянцу щек и ярким губам, блеск драгоценных камней и густой ворс меха. Живопись воссоздает бесконечное разнообразие красочного, чувственно воспринимаемого мира, что недоступно скульптуре - вот главный аргумент мастера. Тициан чрезвычайно высоко ценил свою "Венеру перед зеркалом" и при жизни отказывался ее продавать, сохраняя картину как образец для многочисленных вариантов и реплик, исполненных на протяжении 1560-х годов не только им самим, но и его помощниками (ни одно из собственноручных повторений не сохранилось). После смерти художника его младший сын продал отцовский дом, а еще раньше - картины, в числе которых была и "Венера", венецианскому патрицию Кристофоро Барбариго. Почти триста лет полотна великого мастера оставались в палаццо Барбариго. В первой половине XIX века род пресекся, и коллекцию решено было продать. В 1850 году галерею Барбариго приобрел для Эрмитажа Николай I. "Венера перед зеркалом" вместе с не менее знаменитой "Кающейся Марией Магдалиной", в одинаковых, старинных резных рамах, размещались в одном из Итальянских кабинетов Нового Эрмитажа. В 1920-1930-е годы "Венера перед зеркалом" разделила участь многих шедевров эрмитажной коллекции. В 1931 году она была продана Эндрю Меллону. С 1937 года картина  находится в Национальной галерее в Вашингтоне.   

 

 

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz