Искусство. Национальные школы живописи.
Четверг, 27.02.2020, 13:20
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная венециано, паолоРегистрацияВход
Меню сайта

 

ПАОЛО ВЕНЕЦИАНО (работал между 1333-1358) PAOLO VENEZIANO
Паоло Венециано (итал. Paolo Veneziano, работал между 1333 и 1358 годами) — средневековый венецианский живописец, один из первых заметных венецианских художников и часто рассматриваемый как один из основателей самостоятельной венецианской художественной школы. Этот художник, игравший одну из ведущих ролей в искусстве первой половины XIV в. в Венеции и стоявший у истоков венецианской живописи, был личностью оригинальной, сложной и во многих отношениях противоречивой. Характерные особенности многих его работ, которые, несмотря на разные мнения, принадлежат все же к раннему этапу деятельности мастера, доказывают, что ярко выраженный византинизм Паоло - связанный с расцветом <греческой манеры>, проникшей в Венецию в первой половине века вместе с высокой культурой Палеологов и в течение длительного времени рассматривавшийся как отличительная черта -мастера Паоло - в действительности появился лишь в более зрелый период его творчества. Таким образом, первые шаги художника были отмечены более западными стилистическими формами, в которых отразились художественные новаторства Джотто, но переработанные впоследствии школой Римини, и которым присуще особое пластическое и декоративное чувство, восходящее к романскому искусству. Эти формы, едва заметные в живописных частях резного алтаря ц. СанДонато в Мурано (1310), ясно проявлены в алтарном образе История блаженного Льва Бембо (1321, ныне - ц. Сан-Бьяджо в Диньяно). Оживленные энергичной моделировкой, вибрирующим колоритом, отличающиеся острой наблюдательностью и довольно удачными перспективными поисками, композиции алтаря в полной мере демонстрируют эту западную стилистику. Затем искусство Паоло входит в эклектическую фазу, проникнутую духом как Запада, так и Востока. Этот период отмечен такими работами, как Коронование Марии (1324, Вашингтон, Нац. гал.), створки триптиха св.Клары с изображением святых (1328-1330, Триест, пинакотека), Мадонна с донаторами (Венеция, Гал. Академии), в которой, наряду с чисто византийским схематизмом, встречаются и элементы готического стиля, такие, как линейный ритм и широкая, монументальная манера изображения, а также -Алтарь св. Лючии (Велья, епископство), где византийские мотивы трактованы более динамично и описательно.Лишь в начале четвертого десятилетия XIV в. Паоло освобождается от этого романизированного византизма (по выражению Паллуккини).Его первая подписная работа, датируемая 1333, - Успение Марии (центральная часть полиптиха, который прежде находился в ц. Сан-Винченцо в Венеции и фрагмент которого хранится сейчас в Городском музее Виченцы) - указывает на окончательное приобщение художника к неогреческому искусству Палеологов. В этом произведении, еще недавно считавшемся исследователями единственной зрелой работой мастера, византийские формулы не исключают, однако, некоторой манерности и изысканной выразительности в строгих лицах, что свойственно готическому стилю. Те же черты присущи и серии маленьких портативных полиптихов, изготовленных, вероятно, мастерской Паоло (Парма, Нац. гал.; Вустер, Художественный музей; Вашингтон, Нац. гал.; Авиньон, Пти Пале), а также более значительному полиптиху из Тбилисского музея, относящемуся, скорее всего, к 1340-м. Еще одной важной работой художника является Богоматерь с младенцем (1340, частное собрание). Таким образом, Паоло становится одним из ведущих венецианских мастеров. О его признании свидетельствуют и официальные заказы дожа Андреа Дандоло на работы в Палаццо Дукале и базилике Сан-Марко. В дальнейшем Паоло часто работал со своими сыновьями. Подобное семейное сотрудничество было вообще свойственно венецианскому искусству. Первой такой работой, датированной 22 апреля 1345 и подписанной Паоло и его сыновьями Лукой и Джованни, стал алтарь , названный так, потому, что в будние дни он заменял Пала д'0ро Сан-Марко, предназначавшийся для торжественных случаев. Единство выразительных средств не позволяет распознать долю участия каждого художника в создании этого произведения. Возможно, великолепные Сцены из жизни св.Марка, написанные в эмилианском вкусе и своим обильным использованием архитектурных элементов контрастирующие с византийским консерватизмом других частей алтаря, были исполнены одним из сыновей Паоло.Но эта гипотеза слишком ненадежна, поскольку уже ранние работы самого Паоло представляли собой аналогичные решения. То же самое можно сказать и о двух панно, иллюстрирующих эпизоды из жизни св. Николая (Флоренция, Палаццо Питти, дар Контини Бонакосси). Вероятно, эти работы являются фрагментом алтаря, исполненного Паоло в 1346 для Палаццо Дукале и погибшего во время пожара 1483. В Мадонне из ц. в Карпинетте (1347) и трехъярусном полиптихе из ц. Сан-Джакомо в Болонье (что доказывает связи мастера с этим городом) явно прослеживаются готические черты. В некоторых композициях полиптиха (например, Битва св. Георгия с драконом) художник достигает подлинного совершенства выразительности и мастерства. Живостью повествования, типажами святых, изображенных быстрыми, взволнованными штрихами и в соответствии с иконографической схемой, ставшей традиционной для всех последующих работ Паоло, это произведение сближается с полиптихом Кьоджа, датируемым 1348 (ораторий Сан-Мартино; при восстановлении полиптиха туда были помещены панно, происходящие из разных ансамблей). К середине века в произведениях Паоло увеличиваются черты византинизма, что свидетельствует о путешествии мастера в Константинополь. Подтверждением этой гипотезы служит также и большой Полиптих св. Франциска и св. Клары (Венеция, Гал. Академии).Византийский ритм композиции и по-восточному роскошный декор сочетаются здесь с элементами западного стиля и чертами болонского искусства. Этот оригинальный неовизантинизм можно видеть и в полиптихе из коллегии Пирано (Мадонна с младенцем и восемью святыми, 1354;прежде приписывался Мастеру из Пирано). По мере роста числа заказов художнику все чаще приходилось обращаться к более легким академическим формулам, что повлекло за собой ослабление его изобретательности. Это заметно в полиптихе из монастыря Сант-Эуфимия в Арбе и в полиптихе из Лувра. Но в полиптихе из Сан-Северино (пинакотека), недавно приписанном Паоло, лишенная гибкости и почти отвлеченная греческая манера, еще выделяется на фоне готической манерности, утонченной стилизации и подчеркнутого изящества некоторых образов. Творчество художника завершает Коронование Марии (Нью-Йорк, собрание Фрик), датируемое 1358 и подписанное Паоло и его сыном Джованни. Это произведение являет собой подлинный шедевр по глубине готического дыхания, светлому и блестящему колориту и прекрасному гармоничному стилю. Соединив в своем оригинальном видении Восток и Запад, Паоло Венециано отмечает первый этап в развитии венецианской живописи.

Работы художника 

V(58),IV(25A)
...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz