Искусство. Национальные школы живописи.
Среда, 19.12.2018, 07:01
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная питер де хохРегистрацияВход
Меню сайта

 

ПИТЕР де ХОХ (1629-1684) PIETER de HOOCH

 

Питер Хендрикс де Хох или де Хоох (нидерл. Pieter de Hooch, Hoogh или Hooghe; 20 декабря 1629, Роттердам — после 1684, Амстердам) — голландский живописец дельфтской школы, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом. Ранние работы де Хоха долгое время оставались непризнанными, а его поздние произведения были забыты; однако благодаря своему зрелому творчеству, де Хох считается одним из лучших голландских художников XVII в. Действительно, ранние произведения де Хоха достаточно далеки от работ делфтского периода. Художник, прославившийся тишиной и поэтичностью своих картин, в начале своего творчества изображал суматоху гауптвахты и постоялых дворов. Именно эти сюжеты были особенно любимы в Харлеме, где он учился в мастерской Берхема; впрочем, произведения де Хоха почти не отмечены идиллическими и пасторальными тонами этого итальянизированного мастера (Утро молодого человека, Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Пустой стакан, Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена; Кабаре, Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона). Как и его соученик Якоб Охтервелт, де Хох обращается к сюжетам, близким бамбоччанти (этим именем называют художников XVII в., работавших в Риме и писавших картины на темы уличной жизни города), и уже начинает отводить освещению первостепенную роль. Он использует караваджистские приемы - свет, падающий из окна (Партия в карты, Париж, бывшее собрание Перейра), или искусственное освещение (Очаг, Рим, Нац. гал., гал. Корсини), - и изображает фигуры в контражуре. Его интересует и трактовка внутреннего пространства в интерьерных сценах. В 1655 г.де Хох становится членом гильдии живописцев в Делфте, куда переезжает за год до этого, по случаю своей женитьбы. Крупнейший делфтский художник, Карел Фабрициус, умер в 1654, а Вермер, который был на три года младше де Хоха, еще только начинал свою деятельность. Де Хох жил в Делфте в 1654-1662; в это время он создал значительную часть своих произведений, сохранив мастерство делфтского периода приблизительно до 1670. Художник отказывается от первых сюжетов, обращаясь к темам домашней жизни и сценам в интерьере (Чулан, Амстердам, Гос. музей; Пряха, Лондон, Бэкингемский дворец; Материнские заботы, Амстердам, Гос. музей) или галантным беседам (Любительница выпить, 1658, Париж, Лувр). После гаммы приглушенных тонов, в картинах делфтского периода де Хох переходит к тонким цветовым нюансам (Мать, Берлин-Далем, музей; Стакан вина, Лондон, Нац. гал.). Свет и воздушная среда подчеркивают анекдотичность сюжетов. Мастерство художника проявилось, в частности, в характере отношений человека с окружающими его предметами; объемы, формы и цвета создают пластичный ритм, заданный фигурой человека (Кружевница, Париж, Нидерландский институт; Партия в карты, Лондон, Бэкингемский дворец). Столь же интересна и пространственная концепция де Хоха; в таких работах, как Дворик дома в Делфте (1658, Лондон, Нац. гал.; Гаага, Маурицхёйс), Мальчик с гранатами (Лондон, собрание Уоллес) художник противопоставляет внешнее пространство замкнутой перспективе комнат, а в картинах -Хозяйка и служанка (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) или -Мать (Берлин-Далем, музей) - быстрые линии сменяющих друг друга планов стремительно уходят в глубину. Неизвестно, почему Питер де Хох покинул Делфт; с 1662 и до самой смерти он жил в Амстердаме. Его последняя работа датируется 1684. До 1670 он работает еще в делфгской манере, передавая тишину предметов и существ голландских буржуазных интерьеров (Игроки в карты, Париж, Лувр; У камина, Нью-Йорк, собрание Фрик; Письмо, Будапешт, Музей изобразительных искусств) или хозяйственные хлопоты, церемонные по своему характеру (Женщина, чистящая яблоки, 1663, Лондон, собрание Уоллес; Женщина, взвешивающая золото, Берлян-Далем, музей - последняя картина напоминает Вермера, однако речь может идти лишь об эпизодическом влиянии). Реализм и острота наблюдений де Хоха подтверждаются и тщательностью исполнения его работ. С 1670 и приблизительно до 1684 интимные сцены де Хоха, некогда полные чувственности и сдержанности, становятся более раскованными, напоминая картины Яна Стена (Любовное письмо, Стокгольм, Нац. музей; Менуэт, 1675, Филадельфия, Музей искусства; Концерт, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Завтрак, Лондон, Нац. гал.). Его произведения сохраняют свою значительность, однако в них появляются маньеристические черты, например, свет передается маленькими мазками, формы усложняются (Парк, Виндзорский замок; Разговор, Лиссабон, Нац. музей старинного искусства). Возможно, поэтому многие поздние картины де Хоха долгое время приписывались некоторым его современникам (Охтервелту, Хогстратену, Брекеленкаму, Янссенсу), тогда как гармоничные произведения зрелого периода напоминали работы Вермера.

Работы художника 

XIII(3)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz