
Одним из самых плодотворных примеров меценатства в истории живописи можно считать взаимоотношения, на протяжении 40 лет связывавшие Тициана с Габсбургской династией. Творчество художника полностью соответствовало напыщенному стилю и результативной политике испанской монархии, и в своих работах он учитывал придворные, политические и религиозные потребности Карла V и Филиппа II. Некоторая итальянизированность двора и художественные пристрастия кардинала Гранвелы, выдающегося собирателя и тонкого знатока искусств, и Марии Венгерской, сестры императора, ещё больше сблизили художника с его царственными заказчиками. Портрет Тициана отвечали требованиям политической убедительности, предъявляемой к художественным образам в период Возрождения, торжественно отражая ,,героическое величие", о котором говорил современник художника, теоретик искусства Лодовико Дольче. Тициан создал прототип государственного портрета, на котором персонаж предстает в полный рост и в натуральную величину, на фоне театрального занавеса или архитектурных сооружений, с лицом подчеркнутым лишенностью выражения, что считается одним из основных признаков этого величия (Р00409, Р00411). Религиозным представлениям Карла V и Филиппа II художник угождал, создавая такие выдающиеся произведения, как Святая Троица (Р00432) или Положение во гроб (Р00440), или иконографически переосмысляя известные сюжеты, как, например, в полотне Мать Скорбящая (Р00443). Избыточная аллегоричность его произведений позволяла трактовку,далеко выходящую за рамки наивной простоты изображенного сюжета; так, например, нравоучительный пафос так называемой серии ,,Осужденные на муки" (Р00427) и в XVII в. не потерял своего наставительного характера и, видимо, не потеряет никогда. С другой стороны, он не забывал и о самоценности картины как произведения искусства, даже если она предназначалась для чьего-то личного пользования, как например, было со знаменитыми ,,Поэмами", которые Тициан написал для Филиппа II в период между 1554 и 1562 гг. Эти картины отличаются совершенством формы, что отчетливо видно при сопоставлении Данаи и Венеры и Адониса (Р00425, Р00422) с их завуализированными аллюзиями на горацианские ut pictura poesis (живопись- это та же поэзия) и на споры о том, какое искусство выше- живопись или скульптура. Со временем работы Тициана легли в основу собрания Филиппа IV. Его полотна заняли почетное мест как в Алькасаре, так и в обновленном убранстве Эскориала, замысел которого, надо отметить, принадлежал в первую очередь Веласкесу.
Автопортрет.Около 1566 г.
Холст, масло.
Размеры:86-65 см.
Из коллекций Филиппа IV.
Инв.№Р00407

На темном фоне поблескивает двойная золотая цепь- знак рыцарской награды Золотой шпоры, которой в 1553г. художника наградил КарлV. Несколько точных мазков кисти высвечивают самые яркие звенья цепи. Все построено на игре темных тонов, в гамме черных и серых оттенков, прерываемых светлыми тонами воротника и бледного лица. Это великолепный образец сдержанности и скупости формальных и технических приемов венецианского мастера. Эта работа- один из последних его образов, трогательный и полный драматизма документ его души. Художник изобразил себя в профиль постаревшим, одиноким и ослабевшим, однако его правая рука крепко сжимает кисть, а живой и острый взгляд ,кажется, проникает сквозь тьму времени, устремленный к ожидающему его бессмертию. Этот шедевр зрелого мастера прославляет его искусство и подтверждает высказанный им тезис: ,,Кто хочет быть художником, должен познать три цвета: белый, красный и черный, и иметь их всегда под рукой."
Конный портрет КарлаV. 1548 г.
Холст, масло.
Размеры:332-279 cм.
Из коллекций КарлаV, отправлена вИспанию Марией Венгерской в 1556 г.;в Прадо с 1827 г.
Инв.№Р00410

Некрасивые черты лица Карла V освещает неотвратимая предопределенность и воля. Горящие глаза и сжатые челюсти делают это изображение императора не похожим на другой его портрет, сделанный Тицианом в Аугусте и хранящийся сейчас в пинакотеке Альте в Монако.Там Карл кажется уставшим и хрупким. Парадные доспехи Карла V пересекает красная перевязь- отличительный знак командиров габсбургских войск.Перевязь вместе со статуей коня и попоной хранится в Королевской оружейной палате в Мадриде. Оружие императора достаточно непривычно: это длинной копье, а не канонический меч или командирский жезл. Отсветы заката окрашивают деревья и поле в трагические, пылающие тона. К подобному решению Тициан прибегает еще не раз, стремясь передать одиночество человека, взвалившего на свои плечи тяжелый груз исполнения исторической миссии.
Венера и Адонис.1553-1554 гг.
Холст, масло.
Размеры:186-207 cм.
Из коллекций Филиппа II.
Инв.№Р00422

Начиная с 1553г. выполнил для Филиппа II семь работ на мифологические темы, называемые ,,поэмы"и сейчас рассеянные по различным музеям. Это полотно является частью данной серии и было задумано как парное к картине ,,Даная",которая также хранится в Прадо.Обнаженная Венера, обращенная спиной к зрителю, по замыслу автора должна была сопоставляться с фронтальным изображением обнаженной Данаи.Сюжет картины взят из ,,Метаморфоз" Овидия.Богиня отчаянно пытается удержать возлюбленного, который собирается на охоту, где ему суждено погибнуть.О неотвратимости трагедии говорит надвигающаяся гроза, которой напоен воздух, а ни о чем не подозревающий Купидон мирно спит под кроной дерева. В этой работе Тициан еще раз продемонстрировал абсолютное владение цветовой палитрой.Его мастерство особенно очевидно в прелестных изображениях собак, рвущихся выслеживать добычу.
Торжественная речь Альфонсо дАвалоса.1540-1541 гг.
Холст, масло.
Размеры:223-165 см.
Из коллекции Филиппа4,в Прадо с 1828 г.

Вакханалия.1518-1521 гг.
Дерево, масло.
Размеры:175-193cм.
Из коллекции Филиппа IV.
Инв.№Р00418

Празднество Венеры.1518-1519 гг.
Холст, масло.
Размеры: 172-175 см.
Инв.№Р00419

Федерико Гонзага, герцог Мантуи.1529 г.
Дерево масло.
Размеры: 125-99 см.
Инв.№Р00408

Сын прославленной покровительницы искусств Изабеллы дЭсте Федерико был возведен в герцоги императором Карлом V в 1530г. Герцог, откровенно покровительствовавший Тициану, представил художника императору. Перед свадьбой с Маргаритой Палеолог, богатой наследницей маркиза Монферратского, Гонзага, известный своим распутным прошлым, хотел несколько обелить свой облик в глазах невесты с помощью портрета, на котором он выглядел благородно и элегантно. На портрете он облачен в роскошный расшитый золотом камзол из синего бархата и красные штаны; четки из золота и лазурита и пудель- символы набожности и верности. Даже в изображении собаки, заискивающей перед хозяином, стараясь обратить на себя внимание, ощущается скрытое стремление художника добиться точного портретного сходства.
Венера с органистом и собачкой.Около 1550 г.
Холст, масло.
Размеры: 136-220 см.
Инв.№Р00420

Тициан написал для разных заказчиков пять вариантов этого полотна. На всех картинах основное внимание обращено на тело богини. На этом холсте безмятежно- спокойную красоту её позы нарушает лишь невинная игра с собачкой, наготу этого тела подчеркивает контраст с пунцовым покрывалом и красным занавесом, а присутствие музыканта, одетого и при шпаге, нагло поглядывающего на богиню, придает сцене откровенно эротический характер. Чувственными намеками изобилует также и прелестный сад с прогуливающейся там парочкой, резвящимися оленями и собаками и фонтаном с фигурой сатира, на плечах которого стоит павлин. Смысл этой картины трактовали достаточно широко- от чисто эротического до неоплатонического, поскольку неоплатонизм рассматривал зрение и слух как инструменты постижения красоты, пусть даже её следует трактовать как аллюзию на супружеские узы, свидетельством чему может быть кольцо на правой руке женщины.
Портрет Филиппа II.1551 г
Холст, масло.
Размеры:193-111 cм.
Из коллекции Филиппа II,отправлена в Испанию Марией Венгерской в 1556 г.;в Прадо с1827 г.
Инв.№Р00411
Император Карл V с собакой.1532-1533 гг.
Холст, масло.
Размеры: 192-111 см.
Инв.№Р00409
Даная.1553 г.
Холст, масло.
Размеры: 129-180 см.
Инв.№Р00425
Сизиф. 1548-1549 гг.
Холст, масло.
Размеры:237-216 см.
Из королевских коллекций.
Инв.№P00426
Богоматерь скорбящая.1554 г.
Дерево, масло.
Размеры: 68-61 см.
Инв.№Р00443
Титий. После 1566 г.
Холст, масло.
Размеры: 253-217 см.
Инв.№Р00427
Соломея с головой Иоанна Крестителя.1550 г.
Холст, масло.
Размеры:87-80 см.
Из королевских коллекций.
Инв.№P00428
Се человек.1547 г.
Шифер, масло.
Размеры:69-56 см.
Инв.№P00437
Адам и Ева.Около 1550 г.
Холст, масло.
Размеры:240-186 см.
Инв.№Р00429

Вероятно, что Антонио Перес (1540-1615), злосчастный государственный секретарь Филиппа II , унаследовал эту картину от своего отца, Гонсало Переса, который и заказывал её Тициану. При работе над сюжетом, взятым из книги Бытия, художник ориентировался и на античную скульптуру, и на произведения своих современников, в том числе фреску Рафаэля на тот же сюжет в папском рабочем кабинете (Станца дела Сеньятура) и на рисунок Дюрера 1504г., откуда позаимствованы специфические образы ребенка, превращающегося в змея, и лиса, ассоциируемая с Дьяволом. Цветовое великолепие пейзажа контрастирует со странной, необъяснимой неуклюжестью позы Евы и неудачно написанным предплечьем её левой руки, а также не совсем верным размещением на плоскости фигуры Адама; Рубенс, создавая свою знаменитую копию, также хранящуюся в Прадо, исправил эти недостатки.
Религия помогает Испании. 1572-1575 гг.
Холст, масло.
Размеры: 168-168 см.
Инв.№P00430
Филипп II ,после победы при Лепанто, предлагающий небу принца Фернандо.1573-1575 гг.
Холст, масло.
Размеры: 335-274 см.
Инв.№P00431
Святая Троица.1551-1554 гг.
Холст, масло.
Размеры: 346-240 см.
Инв.№Р00432
Мадонна с младенцем и святыми Доротеей и Георгием. 1518 г.
Дерево, масло.
Размеры:86-130 см.
Из королевских коллекций.
Инв.№P00434
Христос несущий крест.1565 г.
Холст, масло.
Размеры:67-77 см.
Из королевских коллекций.
Инв.№P00438
Моление о чаше.1562 г.
Холст, масло.
Размеры:176-136 см.
Из королевских коллекций.
Инв.№P00436
Путь Христа на Голгофу.1560 г.
Холст, масло.
Размеры:98-116 см.
Из королевских коллекций.
Инв.№P00439
Положение во гроб.Около 1559 г.
Холст, масло.
Размеры:137-175 cм.
Из королевских коллекций.
Инв.№Р00440
Dolorosa с открытыми руками. 1555 г.
Мрамор, масло.
Размеры:68-53 см.
Из королевских коллекций.
Инв.№P00444
Положение во гроб тела Христа.1572 г.
Холст, масло.
Размеры:130-168 см.
Из королевских коллекций. Работа принадлежала Antonio Perez секретарю Филиппа II, вошла в королевской коллекции в 1585 г.
Инв.№P00441
Святая Маргарита. 1565 г.
Холст, масло.
Размеры:209-183 см.
Из королевских коллекций.
Инв.№P00445
Святой Иоанн Креститель.1550-1555 гг.
Холст, масло.
Размеры:195-127,5 см.
Из музея Троицы.
Инв.№P04941
Поклонение волхвов.
Холст, масло.
Размеры:141-219 см.
Из королевских коллекций.
Инв.№P00433
|