НОВГОРОД
Рождество Христово.Пос.треть XV в.
Дерево, левкас, темпера.
Размеры:94,5-67,5 см.
Инв.№И VIII 6700
Благовещение.Конец XV в.
Дерево, темпера.
Размеры:68-49 см.
Инв.№И VIII 5104
Воскрешение Лазаря.Конец XV в.
Из праздничного чина.
Дерево, темпера.
Размеры:54 - 44 см.
Из праздничного чина церкви Николы Гостинопольского монастыря.
Инв.№И VIII 1554
Рождество Христово. Первая четверть XVI в.
Дерево, темпера.
Размеры:68,5-51 см.
Инв.№И VIII 5758
В основе изображения лежат евангельские тексты (Матф. 2,1-12; Лук. 2,6-20), апокрифическое Протоевангелие Иакова и другие сочинения. Согласно евангельской истории, праведный Иосиф-обручник и Дева Мария отправились в Вифлеем для участия в переписи населения. Так как в городе не нашлось для них места, а Марии пришло время родить, Святое семейство остановилось в предместье города, в пещере, которая использовалась как хлев, где и произошло событие Рождества. Иконография праздника обрела свои чрезвычайно выразительные черты в искусстве раннего палеологовского времени (XIII век). На этой основе сложились русские варианты иконографии Рождества – московский и новгородский. Икона из ГИМ принадлежит московскому изводу. Очень близкой иконографической и стилистической аналогией данному образу является двусторонняя икона-таблетка конца XV века с изображением Рождества Христова, происходящая из Софийского собора в Великом Новгороде. Автор выдающегося образа из собрания ГИМ ориентировался на софийскую икону, детально повторив не только иконографию, но и основные цветовые сочетания этого произведения.
Богоявление.Последняя четверть XV- начало XVI в.
Дерево, ткань, крашенина, медь, темпера, басма, золочение.
Размеры:29,5-24 см.
И VIII 4220/1
Рождество Христово.XVI в.
Дерево, левкас, темпера.
Размеры:43,6-34,5 см.
Инв.№И VIII 2902