НОВГОРОД
Покров Богоматери. Последняя четверть – конец XVI века.
Дерево (липа), доска цельная, две врезные сквозные шпонки (поздние, верхняя утрачена); ковчег, паволока, левкас, темпера, золочение.
Размеры:35,4 - 30,2 см.
Происхождение не установлено. Приобретена для музея в Serafim Dritsoulas Gallery (Мюнхен, Германия) в 2007 г.
Инв. № ЧМ-151.
Икона представляет характерный тип новгородского извода «Покрова Богоматери», сложившегося не позднее XIV в. Действие происходит в интерьере трехкупольного храма, переданного как будто в разрезе, схематично разделенного на прясла тонкими колонками с облачными капителями и многолопастными орнаментальными арками. Чудо явления Богоматери «на воздусе» выражает фигура стоящей на огненном облаке Оранты, над которой слетающие ангелы простирают длинный киноварный омофор – покров, осеняющий всю сцену. В центре, над всеми присутствующими в храме, – поясной образ Вседержителя, благословляющего происходящее архиерейским жестом. Его образ является одной из особенностей новгородского извода «Покрова»: моление Богородицы перед Сыном за человеческий род становится краеугольным камнем сюжета. В боковых пряслах на огненных же облаках многочисленные предстоящие Владычице Мира лики святых: слева – святители и преподобные, возглавляемые фигурой Иоанна Предтечи, справа – апостолы и мученики, впереди которых изображен апостол Петр. Нижний регистр также разделен на три части килевидными арочками сложного профиля. Центральную из них занимает возвышающийся на амвоне автор богородичных гимнов Роман Сладкопевец, окруженный хористами. В поднятой им хартии читается ставший традиционным для сцены текст кондака на Покров: «Дева днесь предстоит в церкви…». Ему внимают изображенные в боковых арках: слева – император с императрицей, вероятно Лев VI Мудрый и Зоя (или Феофано), сопровождаемые боярами и женами; справа – константинопольский патриарх Тарасий в крещатых ризах (с нимбом), святитель, преподобная, за ними – свидетель Влахернского чуда Андрей Юродивый, указывающий на явление Богоматери своему ученику Епифанию. Все части композиции хорошо известны в новгородском искусстве XVI в., однако следует отметить ряд особенностей, характерных для рассматриваемого памятника. Многочисленные лики святых на огненных облаках, занимающие традиционное место стоящих за престолами святителей и ангелов, восходят к новгородской иконе 40-х годов XVI в. из собрания Н. П. Лихачева (ГРМ), причем мастер повторяет и позу Богородицы, и даже характер спадающих каскадом складок ее мафория.