ПСКОВ
Воскресение - Сошествие во ад. Начало - первая треть XVI века.
Дерево (липа), доска цельная, две врезные шпонки (верхняя встречная, нижняя сквозная, видимо более поздняя), ковчег, левкас, паволока, темпера.
Размеры:27,6 - 23 см.
Происхождение не установлено. Находилась в собрании C. Ю. Емельянова (Санкт-Петербург). По словам владельца, икона куплена в Германии в начале 2000-х гг. Приобретена для музея в 2009 г.
Инв. № ЧМ-470.
Композиция произведения, не оставляющего сомнений в псковском происхождении, уникальна для Пскова, где излюбленная тема Воскресения – Сошествия во ад, получившая в местном искусстве XIV–XVI вв. целый ряд выразительно узнаваемых, присущих только этому центру композиций, не знает подобного решения. Обращаясь к московскому изводу, мастер наделяет икону и несвойственным псковской культуре художественным содержанием. Задушевностью и сердечностью исполнен умиленный жест Христа, с отеческой любовью и всепрощением берущего Адама за хрупкое запястье. Трогателен взор самого праотца, утончен и грациозен киноварный силуэт и выразительный профиль алчущей спасения и преисполненной благодарности Евы, возглавившей шествие пророков. Очерченные единым контуром, они словно отражаются в левой части иконы, где в таком же обтекающем горяще-красном плаще перед ветхозаветными царями и пророками изображен юный Соломон, праведный судия Ветхого Завета. Обе части композиции соединяет не только широкий, пульсирующий светом ореол «славы», в которую уже вступили избранные праведники, но и тянущиеся друг к другу лещадки горок, словно стремящиеся сомкнуться над избранниками воскресения, прикрыть и сохранить камерность происходящего чуда. Уступы земли вытягиваются и тянутся к свету, подобно рукам взыскующих и жаждущих спасения, а лежащие на поверхности нежные голубые блики отражают животворящий свет небесной славы Христа.
Омовение ног, из праздничного чина иконостаса. 1520 - 1530-е годы.
Дерево (сосна), две доски, две односторонние врезные шпонки, неглубокий ковчег, паволока, левкас, темпера.
Размеры:76,1 - 53,4 см.
Происхождение не установлено. Со слов первого владельца обеих икон Ю. Н. Малышева (Санкт-Петербург), они были привезены из Псковской области и куплены им в 1999 г. Приобретены для музея из собрания C. Ю. Емельянова (Санкт-Петербург) в 2006 г.
Инв. № ЧМ-198.
Воскресение – Сошествие во ад, из праздничного чина иконостаса. 1520–1530-е годы.
Дерево (сосна), две доски, две односторонние врезные шпонки, неглубокий ковчег, паволока, левкас, темпера.
Размеры:76,2 - 53,1 см.
Происхождение не установлено. Со слов первого владельца обеих икон Ю. Н. Малышева (Санкт-Петербург), они были привезены из Псковской области и куплены им в 1999 г. Приобретены для музея из собрания C. Ю. Емельянова (Санкт-Петербург) в 2006 г.
Инв. № ЧМ-197.
Богоявление, из праздничного чина иконостаса. 1530-е годы.
Дерево (сосна), одна доска, две односторонние врезные шпонки (третья – поздняя, на месте спила доски), ковчег, паволока, левкас, темпера, золочение.
Размеры:76,9 - 53 см.
Происхождение не установлено. С 1970 г. (?) находилась в собрании Lothar A. Mikus (1925–2006, Германия). Приобретена для музея у вдовы коллекционера в 2009 г.
Инв. № ЧМ-218.
Благовещение, из праздничного чина иконостаса. Конец 1530-х годов.
Дерево (сосна), доска цельная, две врезные односторонние шпонки, ковчег, паволока, левкас, темпера.
Размеры:62,5 - 46 см.
Происходит из Ильинской часовни деревни Пископово Гдовского района Псковской области. С 1973 г. — в собрании А. А. Кокорина. Приобретена для музея в 2010 г.
Инв. № ЧМ–516.
Праздничный образ обладает всеми яркими художественными чертами псковской живописи этого времени и относится к ее наиболее смягченному и лиричному живописному направлению. Колористическая гамма построена на сочетании густых коричневых и красных красок, темного зеленого цвета и разных по оттенкам охр, на использовании цветных моделировок одежд, белильных светóв на одеждах и архитектуре. Типично и темное личнóе письмо, использующее коричневого цвета санкирь и чуть оливкового оттенка охрение. От других комплексов оно отличается бóльшей сглаженностью рельефа и тонким рисунком описей. Наиболее близко личнóе письмо к иконам из иконостасов церквей Димитрия Мироточивого на Поле (1534 г.) и Любятова монастыря под Псковом (1530-е). Особенности сложного пространственного построения, сохранение сближенной гаммы красок и уверенного, гибкого рисунка, характерного для псковских икон, написанных на протяжении этого десятилетия, позволяют датировать этим временем и публикуемое произведение.
Преображение. Конец 1530-х—начало 1540-х годов.
Дерево (липа), три доски, две врезные встречные шпонки, неглубокий ковчег, паволока, левкас, темпера.
Размеры:85- 61 см.
Происходит из церкви Покрова погоста Знахлицы близ Пскова. Приобретена для музея у частного лица в Пскове в 2007 г.
Инв. № ЧМ-155.
Богоявление. Собор Иоанна Предтечи. 1540-е годы.
Проклеенная ткань, левкас, темпера, золочение.
Размеры: 22,7 - 19,1 см.
Происхождение не установлено. Ранее собрание А. Я. Таирова (Корнблит, 1885–1950), создателя и художественного руководителя Камерного театра в Москве. Приобретена у Н. И. Меркурьева (Эстония) в 2015 году.
Успение Богоматери. Середина XVI века.
Доска цельная (липа), две односторонние врезные шпонки, двойной ковчег, паволока, левкас, темпера, золочение.
Размеры:47,8 - 40,6 см.
Происхождение не установлено. Находилась в собрании В. М. Момота, купившего икону в 2007 г. в Нижнем Новгороде. Приобретена для музея в 2009 г.
Инв. № ЧМ-556.
Художественным стилем памятника подтверждается псковское происхождение его мастера. Сохраняя типичную для этого центра колористическую насыщенность, густую плотность и напряженность цвета, сочетания коричневых, желтых, кроваво-красных и исчерна-синих красок, художник широко пользуется традиционным здесь золотым ассистом, которым сплошь покрыты одежды Христа, крылья ангелов, пламенеющий херувим, крышки Евангелий и кайма ложа. Сумрачное и неглубокое, сжатое пространство сцены выдвигает компактные и устойчивые фигуры к первому плану, где их поверхность озаряется мистическим видением, а сверкающие золотые нити инокопи уподобляют поверхность ювелирному изделию. Этот чисто псковский прием создания художественного образа, известный по памятникам XV в., к середине следующего столетия сохранился лишь в единичных – заказных и особенно дорогих – иконах. Увеличенная в размерах пядница с изображением Успения, насыщенным цветом и проникнутым скорбно-торжественным состоянием, скорее всего служила личным моленным образом, возможно келейным (это подтверждает прогар от постоянно горевшей перед ней свечи), предполагающим обращение заказчика к одному из ведущих мастеров Пскова. Как и другие заказные работы местных мастеров, публикуемый памятник по исполнению и стилю существенно отличается от икон многочисленных городских иконостасов этого времени. Гораздо ближе к нему оказываются миниатюрные и тонко исполненные образы 1550–1560-х гг. – «О Тебе радуется…» и пятистворчатый складень (обе – Музей Павла Корина), «Спас Недреманное Око» (Псковский музей), «Троица Ветхозаветная (ГТГ), – представляющие рафинированное живописное направление в искусстве Пскова эпохи царствования Ивана Грозного.
Богоявление. Последняя треть XVII века.
Дерево, две доски, две врезные односторонние шпонки, ковчег, паволока (?), левкас, темпера, золочение.
Размеры:71,8 - 55,1 см.
Происхождение не установлено. Находилась в собрании В. А. Солоухина (Москва). Приобретена для музея у вдовы коллекционера в 2009 г.
Инв. № ЧМ-383.