Искусство. Национальные школы живописи.
Суббота, 20.04.2024, 09:47
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная праздникиРегистрацияВход
Меню сайта

 

музей русской иконы

РУССКИЙ СЕВЕР

Преображение.Последняя треть XVI в.

Дерево (еловой породы), доска цельная, две врезные встречные шпонки (верхняя утрачена), ковчег, паволока, левкас, темпера, золочение.

Размеры:43,8 - 36,2 - 2,8 см.

Происхождение не установлено. Приобретена для музея в галерее Ричарда Темпла (Лондон) в 2009 г.

Инв. № ЧМ-537.

Яркие живописные особенности иконы не оставляют сомнений в ее северном происхождении, причем наиболее близки ей художественные традиции архангельского Севера. Именно здесь встречаются такие насыщенные холодноватые оттенки синих, красных, охристых и розовых красок; лаконичные и угловатые по рисунку, словно вырезанные по контуру, малоподвижные фигуры с упрощенными и слабо выраженными формами. Для северных памятников второй половины и даже последней трети XVI столетия (датировка их затруднена архаичным характером большинства из них) характерны резкие и короткие белильные разделки одежд, часто окрашенных в один цвет. Столь же узнаваем и ритм равномерных желтых горок с подчеркнуто упорядоченным рисунком лещадок, который становится фоном изображения, как на храмовой иконе из Сольвычегодска (АОМИИ).

Воскресение - Сошествие во ад.Около середины XVII в.

Дерево, две доски, две врезные встречные гладкие шпонки, ковчег отсутствует, паволока не просматривается, левкас темпера.

Размеры:87,7 - 67,7 - 3,8 см.

Происхождение не установлено. Приобретена для музея в антикварном магазине в городе Тверь в 2006 г.

Инв. № ЧМ-166.

Манера исполнения отличается эскизностью и даже некоторой небрежностью, что явно выдает руку мастера, близкого к северной народной культуре. Своеобразие художественного языка, выраженное в силуэтном характере построения полностью лишенных объема фигур, очерченных сплошной черной контурной линией, и ликов, написанных по коричневой охре с непрерывными белыми движками, а также решение заполняющих средник горок, моделированных при помощи глухих скользящих мазков широкой кистью, можно увидеть в более ранних памятниках, в частности в иконе первой половины XVII в. «Святая Параскева Пятница, с житием» из ГМЗРК. Скупая цветовая гамма с преобладанием землистых оттенков зеленого, охры и красного и общий довольно мрачный колорит имеют аналоги в иконе «Иоанн Богослов с Прохором» XVII в. из коллекции Хельги Фрайфрау фон Маухенхайм (Франкфурт-на-Майне, Германия).

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024