РУССКИЙ СЕВЕР
Преображение.Последняя треть XVI в.
Дерево (еловой породы), доска цельная, две врезные встречные шпонки (верхняя утрачена), ковчег, паволока, левкас, темпера, золочение.
Размеры:43,8 - 36,2 - 2,8 см.
Происхождение не установлено. Приобретена для музея в галерее Ричарда Темпла (Лондон) в 2009 г.
Инв. № ЧМ-537.
Яркие живописные особенности иконы не оставляют сомнений в ее северном происхождении, причем наиболее близки ей художественные традиции архангельского Севера. Именно здесь встречаются такие насыщенные холодноватые оттенки синих, красных, охристых и розовых красок; лаконичные и угловатые по рисунку, словно вырезанные по контуру, малоподвижные фигуры с упрощенными и слабо выраженными формами. Для северных памятников второй половины и даже последней трети XVI столетия (датировка их затруднена архаичным характером большинства из них) характерны резкие и короткие белильные разделки одежд, часто окрашенных в один цвет. Столь же узнаваем и ритм равномерных желтых горок с подчеркнуто упорядоченным рисунком лещадок, который становится фоном изображения, как на храмовой иконе из Сольвычегодска (АОМИИ).
Воскресение - Сошествие во ад.Около середины XVII в.
Дерево, две доски, две врезные встречные гладкие шпонки, ковчег отсутствует, паволока не просматривается, левкас темпера.
Размеры:87,7 - 67,7 - 3,8 см.
Происхождение не установлено. Приобретена для музея в антикварном магазине в городе Тверь в 2006 г.
Инв. № ЧМ-166.
Манера исполнения отличается эскизностью и даже некоторой небрежностью, что явно выдает руку мастера, близкого к северной народной культуре. Своеобразие художественного языка, выраженное в силуэтном характере построения полностью лишенных объема фигур, очерченных сплошной черной контурной линией, и ликов, написанных по коричневой охре с непрерывными белыми движками, а также решение заполняющих средник горок, моделированных при помощи глухих скользящих мазков широкой кистью, можно увидеть в более ранних памятниках, в частности в иконе первой половины XVII в. «Святая Параскева Пятница, с житием» из ГМЗРК. Скупая цветовая гамма с преобладанием землистых оттенков зеленого, охры и красного и общий довольно мрачный колорит имеют аналоги в иконе «Иоанн Богослов с Прохором» XVII в. из коллекции Хельги Фрайфрау фон Маухенхайм (Франкфурт-на-Майне, Германия).