Искусство. Национальные школы живописи.
Суббота, 23.11.2024, 03:03
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная рисунокРегистрацияВход
Меню сайта

 

ГОЛЦИУС ХЕНДРИК

Вакх, Венера и Цррера.1606 г.

Холст грунтованный, перо коричневым тоном.

Размеры: 228-170 см.

В коллекциях с 1929 г., поступил из Музея Академии худ. в Ленинграде.

Инв.№ОР-18983

Монументальный рисунок гусиным пером на загрунтованном холсте "Вакх, Венера и Церера" - является, возможно, самым знаменитым и, во всяком случае, самым поразительным и необычным созданием мастера. Полотно датировано самим художником (слева внизу, на крышке колчана для стрел Амура) 1606-м годом. Работа над ним, однако, заняла несколько лет, поскольку уже в изданной в 1604 г. "Книге художников" Карела ван Мандера автор, посвятивший жизнеописанию Голциуса большую главу, упоминает этот рисунок, как неоконченный и находящийся в мастерской художника, подчеркивая, что он обещает стать его величайшим шедевром. Голциус приступил к работе над этой композицией вскоре после того, как он вынужден был оставить гравирование. Произведение, очевидно, задумывалось, как своеобразный памятник непревзойденному графическому мастерству его автора. Пользуясь только искусством линии, Голциус создает сложнейшую композицию, включающую бесконечное множество самых разнообразных изобразительных мотивов. Сюжет, избранный художником, представляет собой многозначную и не в полной мере расшифрованную аллегорию - изображение союза трех олимпийских богов: Вакха, Венеры и Цереры. Это иллюстрация популярной в искусстве XVI - XVII веков темы "Без Вакха и Цереры Венера мерзнет", в основе которой лежит цитата из древнеримского автора Теренция.
Голциус включает в композицию собственный автопортрет. В руках художник держит гравировальные резцы, очевидно, сравнивая их остроту с остротой стрел Амура и давая зрителю понять, что для его резца не существует недоступных мишеней. Правая рука Голциуса опущена вниз и окутана дымом от огня, горящего на жертвеннике - намек на травму, вынудившую его отказаться от гравирования. Левая (которой, надо полагать, и был исполнен рисунок) протянута вперед к зрителю. Первым владельцем и, скорее всего, заказчиком этого уникального произведения был прославленный меценат и покровитель искусств, император Священной Римской империи Рудольф II. В ходе Тридцатилетней войны полотно досталось в качестве трофея шведам и перешло в коллекцию королевы Кристины Шведской, которая в 1648 г. преподнесла его в качестве дипломатического подарка первому министру Франции, страстному коллекционеру, кардиналу Мазарини. Позднее, рисунок, оставаясь в Париже, перешел в коллекцию Кроза, в составе которой и был приобретен в 1772 г. императрицей Екатериной II для Эрмитажа. С конца XVIII века и до 1917 г. холст Голциуса экспонировался в музее Академии Художеств, а после революции вернулся в Эрмитаж.

Куртизанка.1606 г.

Бумага,черный мел, сангина,белый мел.

Размеры:245-190 мм.

Поступил в 1768 г. Происходит из собрания И.К. Кобенцля.

Инв.№ОР-3742

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024