Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 24.02.2019, 05:14
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная дрезден джорджонеРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (ДЖОРДЖОНЕ)

Спящая Венера.

Закончена после смерти художника Тицианом.

Холст, масло.

Размеры:108-175см.

Приобретена в 1699г. К.Ле Руа.

Инв.№185

Джорджоне не окончил картину. Он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году. Картину закончил уже Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера, и поместил Купидона у её ног. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера. Купидон, написанный Тицианом, не дошёл до наших дней. Его присутствие можно определить только при помощи инфракрасной съёмки. Именно это позволяет идентифицировать спящую женщину как Венеру, однако нельзя со всей точностью утверждать, что именно таким был первоначальный замысел Джорджоне. Инфракрасное исследование показало, что у Купидона в руках были стрела и птица, придававшие картине явный эротический символизм. На переднем плане, у самого края картины покоится объятая легкой дремой обнаженная молодая женщина. Позади расстилается пейзаж — небольшие холмы, плавно уходящие вдаль, дома на пригорке справа, несколько деревьев, голубые скалы, окрашенные золотом зари облака, в прорывах которых видно небо. Зрителю может показаться загадочным, как и почему очутилась здесь спящая прямо на земле, на белом покрывале красавица. Но ведь это не реальная земная женщина, а античная богиня любви и красоты Венера. И то, что она изображена хотя и во всей живой прелести ее вечно юного облика, но немного отчужденно, как поэтическое видение, представшее взору зрителя, подчеркивает условность выбранного художником мотива. И это сразу создает удивительную атмосферу полного слияния земной, чувственной красоты и божественного целомудрия. Реальная жизнь, ничего не потеряв от своей осязательной конкретности, возвышена здесь до молитвенного благоговения. Человек, еще недавно падавший ниц перед аскетически бесплотными образами христианской религии, теперь молится человеческому совершенству, гармонии, разлитой в реальном мире. Венера лежит свободно, голова, обращенная к зрителю, безмятежно покоится на закинутой правой руке. Сам горизонтальный формат композиции подчинен фигуре. Медлительно, но легко бежит контур ее стройного тела, и ему в приглушенном, музыкальном ритме вторят линии пологих холмов. Лицо богини совершенно спокойно, никакие тревоги и страсти не нарушают его гармонической правильности. Плавную пластику тела оттеняют резкие складки белого покрывала. Холодные голубоватые тени на изломах ткани усиливают звучание теплых тонов, которыми написана ее нежная кожа. Полнозвучный цветовой аккорд вносит в эту трепетную колористическую мелодию глубокий красный цвет высокой подушки, на которую облокотилась дремлющая Венера. Весь пейзаж пронизан ощущением настороженной тишины, будто природа замерла, чтобы не потревожить отдыха богини. Художник утверждает жизнь, земную, чувственную красоту человека и вместе с тем заставляет нас ощущать эту красоту как видение, как некую творческой фантазией созданную утопию свободного и радостного бытия. Недаром все в этой картине: и сама Венера, и окружающая природа — погружено в то особое состояние между сном и бодрствованием, когда реальность и воображение сплетаются в единстве поэтического образа. Эта мечта о прекрасном мире, где человек свободен и счастлив, волновала поэтов и художников, ученых и философов — гуманистов эпохи Возрождения. На исходе Ренессанса ее сформулируют в своих сочинениях великие утописты — Томмазо Кампанелла и Томас Мор. Но их идеи были подготовлены творчеством художников. Искусство Возрождения вновь открыло человечеству красоту реального мира и самого человека из плоти и крови. Это утверждение земной жизни в искусстве потрясало основы средневекового религиозного миросозерцания. Генрих Гейне говорил, что нагота созданного художником образа Венеры была для католичества более сокрушительна, чем «95 тезисов» религиозного реформатора Мартина Лютера. Но жизнь представала в произведениях мастеров Ренессанса в возвышенно идеальном облике. Это мы особенно остро чувствуем, проникая в тонкую поэтическую ткань «Венеры» Джорджоне. Художник написал эту картину незадолго до своей безвременной, в возрасте тридцати трех лет, смерти от чумы в 1510 году. В ту пору культура Возрождения в Венеции находилась в зените. Здесь сосредоточился цвет творческой мысли в науке, поэзии, искусстве. В кругу венецианских гуманистов жил и творил Джорджоне, разделявший с ними и радостное приятие жизни, и высокий полет идеальных стремлений. Оптимистическая вера в открывшееся людям прекрасное будущее побеждала суровые впечатления повседневного бытия, где своекорыстие и беспощадность венецианского купечества спорили с жестокостями войн и междоусобиц, сотрясавших тогда сложная духовная атмосфера времени отличилась и в совершенной гармонии «Спящей Венеры», где благоговейно-бережное восхищение перед красотой окрашено чуть грустной дымкой мечты о несбыточном счастье.

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz