Искусство. Национальные школы живописи.
Понедельник, 16.12.2019, 06:36
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная святыеРегистрацияВход
Меню сайта

 

музей русской иконы

НОВГОРОД

Чудо Георгия о змие. 1520–1530-е годы.

Дерево, левкас, темпера.

Размеры:90,2 - 67,4 см.

Происхождение не установлено. Ранее: собрание Н.В. Гиппиуса (Ленинград), затем – М.Л. Звягина (Санкт-Петербург). Поступила в 2012 г.

Инв. № ЧМ-780

Особый извод произведения связывает его с целой группой памятников, варьирующих не только одну иконографию, но и схожие мотивы, что позволяет думать, что в основе их лежал какой-то древний, почитаемый в Новгороде образ, послуживший прототипом для последующих повторений. В них воспроизводится поза св. Георгия, сидящего на высоком седле белого коня: чуть пристав на стременах и взметнув правую руку с копьем, подбоченившись, он прижимает к поясу натянутые поводья коня. Отличительной деталью всех икон является белая перевязь-плат, диагонально лежащая поверх доспехов Георгия и завязанная на груди замысловатым узлом. В большинстве случаев это препоясанье имеет черные (или красные, как в данном случае) двойные отметки, напоминающие об излюбленном в Новгороде орнаментальном приеме украшения белой ткани. Однако публикуемый образ обладает уникальной, неизвестной по другим памятникам особенностью. В двух симметричных небесных сегментах изображены Христос, вручающий победителю венец бессмертия, которым коронует Георгия слетающий ангел; и Богородица, передающая святому тот самый белый пояс. Очевидно, что композиция, не имеющая основания ни в житии святого, ни в посвященной ему гимнографии, заимствована из иконографии Николая Мирликийского со сценами Никейского чуда, иллюстрирующей житийный рассказ об участии святителя на Первом Вселенском соборе и возвращении Христом и Богоматерью отобранных у него знаков епископского достоинства. Необычная «лопастная» арка, образуемая на фоне облачными сегментами и словно вторящая форме завершения фасадов новгородских храмов XIV века, также находит аналогии в созданных здесь Никольских иконах. Особенно близка она образам Николы Можайского, воспроизводящим резную арку-сень над деревянной чудотворной статуей святого.

Преподобный Антоний Римлянин. Конец XVI века.

Дерево (липа), доска цельная, две врезные встречные шпонки (утрачены), двойной ковчег, паволока не просматривается, левкас, темпера.

Размеры:32,5 - 28,2 см.

Происхождение не установлено. Икона вывезена из Нижнего Новгорода в 2008 г. коллекционером В. М. Момотом (Москва). В том же году приобретена для музея.

Инв. № ЧМ-114.

Согласно тексту жития, сохранившемуся в многочисленных списках (самые ранние датируются второй половиной XVI в.), преподобный Антоний родился в 1067 г. в Риме в семье богатых родителей и был воспитан ими в православной вере. После их смерти святой раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял постриг в одном из пустынных скитов, где прожил двадцать лет. Во время гонений на православных христиан в Италии преподобный Антоний покинул монастырь и укрылся на пустынном берегу моря, где избрал для своего подвижничества самый большой скальный камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Разыгравшаяся страшная буря сорвала камень вместе со святым и понесла его в море. 8 сентября 1106 г., под праздник Рождества Богородицы, преподобный Антоний причалил к берегу реки Волхов в районе села Волховское. По благословению новгородского епископа Никиты на этом месте он основал монастырь, истратив для строительства обители часть наследства из бочки, чудом найденной рыбаками. Тогда же был возведен и главный монастырский собор, освященный в честь Рождества Богородицы (1117–1119). Сведений о местном почитании преподобного не сохранилось до XVI в. Всплеск интереса к его личности вызван чудесным обретением камня святого Антония на берегу Волхова. Реликвию перенесли в монастырь, и игумен Вениамин (1547–1552) «повеле на [камне] написати… преподобного Антония чюдотворца образ, имел же на руце воображен едину церковь Богоматери». Следовательно, первое изображение святого Антония, держащего в руках Рождественский собор и подносящего его Богоматери с Младенцем, размещенным в облаках, появляется только в середине XVI в. К числу самых ранних примеров описанной иконографии относится памятник из коллекции Музея русской иконы, вероятно исполненный в связи с канонизацией преподобного Антония в 1597 г. Для этого извода, представляющего собой один из традиционных вариантов ктиторского портрета, характерна лаконичная трактовка внешнего облика монастыря, который по обычаю изображается с запада, со стороны реки. Это подтверждают и наиболее близкие к публикуемому памятнику иконы: конца XVI в. (ГЭ), середины XVII в. из коллекции музея города Реклингхаузен (Германия) и XVII в. из Покровского собора (ГИМ). Действие разворачивается на фоне бревенчатой монастырской стены (что соответствовало действительности), отмеченной посередине внушительными по размеру Святыми вратами (без надвратной церкви Сретения (1537) над ними, как, например, на иконе из музея-заповедника «Коломенское»). В отличие от большинства сохранившихся изображений святого Антония с моделью обители в руках архитектурные особенности главного монастырского собора переданы здесь с достаточной долей достоверности: и общий облик храма с трехчастным делением фасада, увенчанного двумя золотыми куполами и кровлей с тремя щипцами (результат перестройки 1580-х гг.), и особо выделенная круглая лестничная башня, примыкающая к собору с северо-западной стороны.

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz