Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 15:02
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная джованни ланфранкоРегистрацияВход
Меню сайта

 

государственный эрмитаж

ДЖОВАННИ ЛАНФРАНКО

Благовещение.

Медь, масло.

Размеры:74-54,5 см.

Поступила в 1770 из собр. Ф. Троншена в Женеве. Ранее: Палаццо ди Термини, вилла Монтальто в Риме; собр. кардинала С. Валенти Гонзага в Риме.

Инв.№ГЭ 150

Лк I: 26–38; Протоевангелие Иакова Младшего, XI.

В коллекции Троншена, а также в инвентарях Эрмитажа XVIII в. картина значилась под именем Ланфранко. С той же атрибуцией она упоминается ранее в собр. кардинала Сильвио Валенти Гонзага. Однако Ваген (1864) и Кат. 1863 — Кат. 1888 помещают ее среди произведений Альбани. Вероятно, это недоразумение, которое можно объяснить близостью композиции Ланфранко к подписной картине Альбани, хранящейся в Эрмитаже (инв. № ГЭ 86). Брюинингк (Кат. 1889) восстановил имя Ланфранко. Блант и Кук (1960) связывают с эрмитажной композицией рисунок в Королевском собр., Виндзор (инв. № 5709), на котором даны наброски фигуры Богоматери. Полагая, что рисунок принадлежит к той же тетради, что ряд набросков к неаполитанским работам мастера, они считают возможным датировать картину этим же периодом, 1634–1646. Бернини (1982), напротив, относит «Благовещение» к раннему периоду. Он считает, что картина исполнена вскоре после цикла Камерино дельи Эремити в Палаццо Фарнезе в Риме (ок. 1605), так как хранящийся в Кабинете рисунков и гравюр (Уффици, Флоренция) набросок к фигуре Мадонны сделан на одном листе с этюдом к «Магдалине» из фарнезской серии. Шлейер (1983) уточняет дату: ок. 1607– 1608, так как картина принадлежит к группе работ небольшого размера, выполненных в эти годы для кардинала Алессандро Перетти-Монтальто. Однако ныне эта группа работ на меди, включая «Благовещение», датируется временем ок. 1615–1616 (Schleier 2001). Ссылаясь на Мартинелли (1969. P. 327), Шлейер указывает, что с 1660 по 1663 «Благовещение» находилось в Палаццо ди Термини виллы Монтальто, и предполагает, что оно могло быть продано маркизами Негрони (владели виллой с 1713) перед их отъездом из Рима в Геную. Вскоре картина оказалась в коллекции кардинала Валенти Гонзага в Риме, а 18 мая 1763 проходила на аукционе в Амстердаме. Эрмитажное «Благовещение» воспроизведено в композиции Джованни Паоло Паннини, исполненной в 1749 и представляющей галерею кардинала Валенти (Уодсворт-Атенеум, Хартфорт): оно видно справа, над изображением «Мадонны делла Седиа» Рафаэля. Шлейер (1983) перечисляет три копии с эрмитажной картины: в Национальной галерее старого искусства, Палаццо Барберини, Рим; в Музее дель Опера дель Дуомо, Орвьето; третья проходила на художественном рынке в 1956. В инвентаре собр. кардинала Пьетро Оттобони 1740 (Olszewski 2004) значится картина Ланфранко на тот же сюжет. В примечании Ольшевский упоминает еще одну композицию, проходившую на аукционе собр. герцога Орлеанского в 1800.

Голова старика.

Холст, масло.

Размеры:60 - 49 (овал, образованный приставками к прямоугольнику)

Поступила в 1783 из собр. графа С.-Р. Бодуэна в Париже.

Инв. № ГЭ 226, парная к ГЭ 227

Картина, по-видимому, представляет собой фрагмент, вырезанный из большой композиции. Атрибуция традиционная. Однако в 1956 Джузеппе Фьокко (устно) предложил имя Пьера Франческо Молы, что нашло отражение в Кат. 1958 и Кат. 1976. Представляется более правильным вернуться к традиционной атрибуции.

Голова старика.

Холст, масло.

Размеры: 59 - 48 (овал, образованный приставками к прямоугольнику)

Поступила в 1783 из собр. графа С.-Р. Бодуэна в Париже.

Инв. № ГЭ 227, парная к ГЭ 226

Картина, по-видимому, представляет собой фрагмент, вырезанный из большой композиции. Атрибуция традиционная. Однако в 1956 Джузеппе Фьокко (устно) предложил имя Пьера Франческо Молы, что нашло отражение в Кат. 1958 и Кат. 1976. Представляется более правильным вернуться к традиционной атрибуции.

ДЖОВАННИ ЛАНФРАНКО,копия XVII в.

Гроздь из Ханаана.

Холст, масло.

Размеры: 38,5 - 43,5 см.

Поступила между 1774 и 1783. С середины XIX в. по 1923 — во дворце в Гатчине.

Инв. № ГЭ 234, парная к ГЭ 236

Чис 13: 18–27.

Парные картины «Гроздь из Ханаана» и «Сарептская вдова» поступили в Эрмитаж как произведения Ланфранко (Cat. 1773). В период пребывания во дворце в Гатчине атрибуция была утрачена. Липгарт (1916) заново определил «Гроздь из Ханаана» (парную он не упоминает) как работу Джованни Ланфранко. Он назвал ее эскизом к картине, входившей в серию из семи полотен, исполненную в 1624–1625 для капеллы Сантиссимо Сакраменто в церкви Сан Паоло Фуори ле Мура в Риме. Жарновский (1924), Баух (1924) и Хесс (1934) отождествили эрмитажные картины с самими полотнами из капеллы Сакраменто. То же повторено в примечании к изданию сочинения Пио (1977). Шлейер (1965) и Бернини (1982) назвали картины копиями, причем первый предположил, что они могли быть выполнены Джузеппе Пассери. Ла Пента (1963) предположила, что Ланфранко мог повторить в эрмитажных полотнах законченные большие композиции для дальнейшего их использования в качестве эскизов (modelli), как он обычно это делал. Возможно, они могли быть выполнены в мастерской Ланфранко для той же цели. Артур Ван Схендел (начало 1970-х, устно) высказал полную уверенность в том, что эрмитажные картины представляют собой авторские эскизы (bozzetti) к большим одноименным композициям Ланфранко, появившимся в то время на художественном рынке (ныне — в Музее Пола Гетти, Малибу, Калифорния). Незадолго до того Рейксмузеум в Амстердаме приобрел полотно «Илия и ангел», принадлежащее к упомянутой серии. В церкви Сан Доменико в Сиене находятся полотна, повторяющие некоторые картины из капеллы Сантиссимо Сакраменто. По-видимому, это те копии, что были выполнены Джузеппе Гецци с оригиналов Ланфранко, перенесенных из капеллы в сакристию вскоре после завершения всего декоративного убранства — по причине порчи от сырости. Де Марки (1999) считает, что и обе эрмитажные картины могли быть исполнены Джузеппе Гецци. В начале XIX в. большие композиции Ланфранко оказались в собр. кардинала Феша в Риме, после смерти которого были распроданы в 1843–1845 и рассеялись по разным музеям и частным коллекциям. Рисунки Ланфранко к композициям «Гроздь из Ханаана» и «Сарептская вдова», исполненные на одном листе, хранятся в Лувре (Париж).

Сарептская вдова.

Холст, масло.

Размеры: 38,5 - 43,5 см.

Поступила между 1774 и 1783. С середины XIX в. по 1923 — во дворце в Гатчине.

Инв. № ГЭ 236, парная к ГЭ 234

Рисунок Дж. Б. Бенаски (Музей изящных искусств, Орлеан) воспроизводит композицию Ланфранко «Сарептская вдова».

Христос с ангелами в пустыне.

Холст, масло.

Размеры:102-122 см.

Поступила в 1978 в дар от М.В. Севастьяновой, Ленинград.

Инв.№ГЭ 10308

Мф 4: 9–11. Картина написана на редкий в искусстве сюжет из Нового Завета. Иисус не поддался искушениям Сатаны, «ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», что соответствует фрагменту из Ветхого Завета: «Господа, Бога твоего, бойся и Ему (одному) служи» (Втор 6: 13). Поступила в Эрмитаж как произведение неизвестного итальянского художника XVII в. В действительности картина представляет собой хорошую копию, вероятно, середины XVII в., с композиции Джованни Ланфранко (Национальный музей Каподимонте, Неаполь), исполненной ок. 1616 в качестве центральной части плафона живописного убранства Камерино дельи Эремити в Палаццо Фарнезе.

ДЖОВАННИ ЛАНФРАНКО,круг.

Иоанн Креститель в пустыне.

Холст, масло.

Размеры: 73 - 98 см. Справа, на бандероли, надпись: ЕССЕ AGNUS (Ecce Agnus Dei — Се агнец Божий)

Поступила до 1797. С начала XIX в. по 1923 — в церкви Таврического дворца в Петербурге.

Инв. № ГЭ 2662

Лк 1: 80; 3: 2–3; Ин 1: 29–36. С конца XVIII до начала XX в. считалась произведением Джованни Ланфранко. Затем была приписана Пьеру Франческо Моле (каталог выставки: 1923 Петроград). Баух (1924) поддержал эту атрибуцию. Джузеппе Фьокко (1955, устно) предложил вернуть традиционную атрибуцию. Под именем Ланфранко картина вошла в Кат. 1958 и Кат. 1976. Действительно, светотеневое решение, характер исполнения некоторых деталей напоминает работы Ланфранко. Форма и расположение ступней ног полностью соответствуют наброску на обороте листа из Национального музея Каподимонте в Неаполе (воспр.: Schleier 1983. Fig. 92), который считается этюдом ног к фигуре св. Иакова в композиции «Христос в Гефсиманском саду», 1621–1624 (капелла Саккетти в церкви Сан Джованни деи Фьорентини, Рим). Однако более жесткая живописная манера, иной колорит, резкая светотень, не свойственные Ланфранко, позволяют отнести картину к кругу Ланфранко.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024