Искусство. Национальные школы живописи.
Четверг, 08.12.2022, 15:07
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная адриан ван остадеРегистрацияВход
Меню сайта

 

государственный эрмитаж

АДРИАН ван ОСТАДЕ

Курильщик.Около 1655 г.

Дерево, масло.

Размеры: 17,5-15,5 см.

В коллекциях музея с 1922 г., пост. из Строгановского дворца-музея.

Инв.№ГЭ4085

4085.jpg

Драка.1637 г.

Дерево, масло.

Размеры: 25-33,5 см.

Пост. в 1882 г. из дворца Монплезир, Петергоф,куда поступила в 1716 г.

Инв.№ГЭ799

799.JPG

«Драка» — одна из типичнейших и самых знаменитых картин молодого Остаде и вместе с тем характерное произведение раннего крестьянского жанра вообще. Действие происходит в пустынном помещении, напоминающем скорее сарай, чем жилье, с убогой, примитивной обстановкой. Обитатели этой норы изображены уродливыми существами: вдавленные в плечи головы, сутулые спины, кривые ноги и руки. Это люди темные, униженные, с притуплёнными чувствами. Их полные дикого неистовства движения придают схватке исступленный, почти зверский характер. Впечатление запустения, безотрадности и отсутствия истинно человеческих побуждений у действующих лиц усиливается колоритом картины — холодным с намеренно неприятными красочными сочетаниями тусклых сине-серых тонов с грязновато-коричневыми, белесыми розовыми и охрами. Резкий, падающий слева свет создает жесткий контраст светотени и подчеркивает рельефное расположение фигур на неглубоком переднем плане.

Странствующий музыкант.1648 г.

Дерево, масло.

Размеры: 26,5-21,5 см.

Приобр. в 1781 г. из собр.графа Бодуэна в Париже.

Инв.№ГЭ898

898.jpg

Рылейщик.1648 г.

Дерево, масло.

Размеры:27-21 см.

Приобр. в 1781 г. из собрания Бодуэна в Париже.

Инв.№ГЭ899

899.jpg

Деревенский праздник.1640 г.

Дерево, масло.

Размеры: 36,5-48,5 см.

Поступила до 1797 г.

Инв.№ГЭ903

903.jpg

Крестьянская семья.1667 г.

Дерево, масло.

Размеры: 23-19 см.

Приобр. из собр.Ж.де Жюльена в Париже в 1767 г.

Инв.№ГЭ909

909.jpg

Деревенские музыканты.1645 г.

Дерево, масло.

Размеры: 39-30,5 см.

Приобретена в 1772 г. из собрания Кроза в Париже.

Инв.№ГЭ904

904.jpg

В просторной комнате деревенского дома заканчиваются последние приготовления к импровизированному концерту. «Артисты» — странствующий скрипач и хозяева дома, молодая певица и виолончелист, а также «зрители» — заглядывающие в окно деревенские ребятишки— уже заняли свои места. С подкупающей искренностью раскрывает художник их образы. Странствующий скрипач, он же учитель музыки, пожилой, но с подвижной фигурой и живым, по-мужицки хитроватым лицом, устало опустился на стул; спина сутулится, ноги просят отдыха. У его ног лежит собака — верный спутник в дальней дороге. Они устали; все труднее и труднее становится путь от деревни iv деревне, со свадьбы на похороны; реже и реже лицо скрипача озаряется улыбкой, когда-то задорной, молодецкой, затем привычной и, наконец, усталой. Но за любимым делом лицо скрипача просветляется почти прежней радостью. В обрисовке других действующих лиц сцены художником руководит то же желание: раскрыть их внутренний мир. У певицы и молодого виолончелиста подмечено, кроме радушия хозяев, п только что появившееся чувство одушевления музыкантов, их искреннее увлечение. Даже мальчуганы, заглядывающие в окно, несмотря на их второстепенную роль в картине, охарактеризованы так же полно и убедительно. Общее чувство любопытства преломляется у каждого из них вполне индивидуально: у одного предвкушение зрелища вызывает широкую улыбку, в пристальном взгляде другого выражается более серьезный интерес к происходящему, в склоненной головке третьего — наивное, немного глуповатое восхищение.
Такое, в духе Рембрандта, раскрытие содержания привело Остаде и к близкому Рембрандту по приемам художественному языку. Светотень заставляет заметить ту выразительность реальной формы, которая без нее казалась бы рядовым явлением.
Головка певицы приобретает очарование и женственность рядом с мужскими лицами именно потому, что художник осветил ее самым ярким светом и поместил на самом темном участке фона. Она сама начинает светиться и озарять трепещущими отблесками все окружение. Помещение получает глубину, наполняется воздухом. Мягкие переливы света и тени, теплый золотисто-коричневатый колорит создают спокойное настроение, уютную обстановку.

972.jpg

Зрение.1635 г.

Дерево, масло.

Размеры: 20-25 см.

Пост. до 1773 г.

Инв.№ГЭ998

998.jpg

Крестьяне изображены и в аллегорической серии «Пять чувств» («Зрение», «Слух», «Обоняние» и «Вкус»; картина «Осязание», изображающая пятое чувство, не сохранилась). «Пять чувств» — очень распространенная в искусство XVI—XVII веков тема. По понятиям того времени, аллегорическое изображение чувств было предметом «высокого жанра» — исторического, прославлявшего богов и героев. Соответственно и чувства изображались в идеальных образах, с изысканными атрибутами. Остаде на своих маленьких картинах инсценирует их с помощью тех же крестьян. Подобная интерпретация пяти чувств не только демократизирует «высокий жанр» аллегории, но и несет в себе оттенок плебейского вызова понятиям и вкусам добропорядочных бюргеров. Реалистическая живопись Голландии не могла утвердиться, не разделавшись с условностями феодально-аристократического искусства и идеалистической эстетикой. Символика и аллегория — основа искусства предшествующего периода — прежде чем окончательно исчезнуть из голландской живописи, претерпевают трансформацию, которая низводит их до степени заурядных явлений бытового жанра. Острота изображения этой серии еще граничит с гротеском, но прежняя карикатурность уступила место добродушному юмору.

Обоняние.1635 г.

Дерево, масло.

Размеры: 20-25 см.

Пост. до 1773 г.

Инв.№ГЭ999

999.jpg

1000.jpg

1001.jpg

1430.jpg

3773.jpg

Старушка.1646 г.

Дерево, масло.

Размеры: 25-20 см.

В коллекциях музея с 1922 г.,передана из Музея Академии худ.

Инв.№ГЭ4034

4034.jpg

Не менее плодотворными были творческие поиски-Адриана ван Остаде во второй половине 1640-х и в 1650-х годах, когда был создан ряд одно-фигурных картин, изображающих крестьян и мелких бюргеров. Некоторые из них почти портреты. Такова «Старушка» (1646) с тонко моделированным лицом — замечательный образ пожилой крестьянки. В других картинах художник явно ставит перед собой задачу создания определенного типа. Таковы напевающий печальную песенку скрипач «Странствующий музыкант» (1648) и веселый улыбающийся «Рылейщик» (1648). В этих парных изображениях противопоставлены два различных характера (прежде в «высоком» искусстве так противопоставлялись плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит).

Крестьянское общество.1671 г.

Дерево, масло.

Размеры: 41-35 см.

Приобретена в 1966 г. из частного собрания в Ленинграде.

Инв.№ГЭ9990

9990.jpg

Женский портрет.1651 г. (?)

Дерево, масло.

Размеры:44-36 см.

Поступила в 1910 г.; передана из собрания П.П. Семенова-Тян-Шанского.

Инв.№ГЭ2811

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2022