Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 19:36
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж андреа солариоРегистрацияВход
Меню сайта

 

АНДРЕА СОЛАРИО, круг.

Мадонна.

Дерево, темпера, масло.

Парная створка складня к "Христос в терновом венце".Доска с обратной стороны закрашена.

Размеры:33,5-24 см.

Пост. в 1922 из МАХ в Петрограде. Ранее: собр. графа Мусина-Пушкина-Брюса в Петербурге; в 1836 по распоряжению императора Николая I переданы в МАХ в Петербурге.

Инв. № ГЭ 3571, парная к ГЭ 3572

В каталоге Академии художеств (Сомов 1874) картины приписывались Даниэле да Вольтера, согласно надписи, существовавшей на обороте «Скорбящей Мадонны»: Даниэле да Вольтера 1548. В инвентарь Эрмитажа были включены как работа Андреа Соларио, та же атрибуция — в Кат. 1958 и 1976 с датой 1511–1515. В Кат. 1994 — Соларио, круг. Композиции известны во многих репликах и повторениях. Собственноручной работой Андреа принято считать «Mater dolorosa» (36,5 × 29), происходящую из собр. Креспи в Милане (в настоящее время — частное собр. в Цюрихе). «В XIX в. „Mater dolorosa“ была воспроизведена в гравюре как работа Леонардо да Винчи… Картина должна была составлять створку диптиха фламандского типа, дополненного справа образом страдающего Христа; ни одна из существующих картин на тему „Се человек“ или „Христос, несущий крест“ не соответствует по размерам произведению из Цюриха, вот почему критики полагают, что существовал ныне утраченный „Христос“ Соларио» (Brown 1987. P. 211). То, что композиции были задуманы как диптих, подтверждают не только доски из Эрмитажа, но и аналогичные композиции (28 × 22 и 33 × 22) французского мастера Симона де Шалон, хранящиеся в Галерее Боргезе в Риме и датированные 1543. Существует ряд аналогичных или близких эрмитажной композиции картин, обычно приписываемых Соларио или его кругу (о различных вариантах темы см.: Brown 1987. P. 211). Наиболее известны произведения — в Музее Польди Пеццоли, Милан (инв. № 637; 43 × 33); в Музее изобразительных искусств, Лейпциг; в собр. Дж. Джонсона, Музей искусства, Филадельфия (инв. № 274; 63 × 45); в Университете Боба Джона, Южная Каролина (инв. № 116.1; 58,7 × 44,5); в Музее Ашмола, Оксфорд (с фигурами палача и Пилата; инв. № А817; 58 × 43,4). Такая же композиция, как в Музее Ашмола (но только Пилат помещен справа), — в Музее Вальраф-Рихартц, Кёльн; в каталог музея эта картина включена как произведение Луини (см.: Kat. Wallraf-Richartz-Museum 1973. S. 71–72. Fig. 33).

Христос в терновом венце («Се человек»).Исп. между 1511 и 1515 гг.

Дерево, темпера, масло.

Створка складня.Размеры: 33,5-24 см. Доска с обратной стороны закрашена.

Пост. в 1922 из МАХ в Петрограде. Ранее: собр. графа Мусина-Пушкина-Брюса в Петербурге; в 1836 по распоряжению императора Николая I переданы в МАХ в Петербурге..

Инв. № ГЭ 3572, парная к ГЭ 3571

АНДРЕА СОЛАРИО, копия.

Мадонна с Младенцем (Мадонна с зеленой подушкой).

Холст (переведена с дерева в 1870 А. Сидоровым), масло.

Размеры: 68,5-49 см.

Пост. в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера в Париже. Ранее: собр. Пьера Кроза в Париже; собр. маркиза дю Шателя в Париже. Передана в «Антиквариат», в 1933 возвращена в Эрмитаж.

Инв.№ГЭ1522

Картина является копией (с несколько измененным пейзажным фоном) с подписного произведения Соларио «Мадонна с зеленой подушкой», получившего свое название по цвету подушки, на которой лежит Младенец (Лувр, Париж; инв. № 673; дерево, темпера. 59 × 48,2). В собр. П. Кроза и затем в Эрмитаже (включая Кат. 1888) картина считалась собственноручной работой Соларио. Ваген (1864) предположил, что это авторское повторение луврской «Мадонны с Младенцем». Как копию эрмитажное произведение рассматривали Пентер (1883), Кроу и Кавальказелле (1912), Бадт (1914). В Кат. 1889 Сомов отметил, что копия выполнена, скорее всего, фламандским художником, вероятно, Ламбертом Ломбартом. Фламандской работой считал ее и Липгарт (Кат. Липгарта). Браун (1987) рассматривал эрмитажную «Мадонну с Младенцем» как позднюю копию, не упоминая о времени ее исполнения. Он же отметил, что, возможно, до Кроза она принадлежала Эверхарду Ябаху (1610–1695). Браун привел список повторений луврской картины Соларио (семнадцать номеров). Особенности живописной манеры и трактовка форм вполне позволяют допустить, что автором эрмитажной копии мог быть кто-то из нидерландских мастеров. Пейзаж в картине носит более «северный» характер. Копиист не использовал богатство светотени оригинала, и ровный холодный свет на лицах делает их похожими на маски. Увеличенная крона дерева масштабно уменьшает фигуры — таким образом, нарушается первоначальный замысел с гармоническим соответствием частей целому. Сильно удлиненные пропорции фигурок на втором плане выдают руку маньериста. По характеру живописи эрмитажная копия могла быть создана в конце 1530-х.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024