Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 17:21
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная аретино спинеллоРегистрацияВход
Меню сайта

 

АРЕТИНО СПИНЕЛЛО

Святой Бенедикт. Около 1385 г.

Боковая створка полиптиха.

Дерево, темпера.

Размеры:127,5-44,5 см. верх стрельчатый; Справа приставки по всей длине доски. Треугольная приставка в верхней части. Нижние края оббиты. На рельефном нимбе надпись: SANCTVS BENEDICTVS PATER NO[ster] (Святой Бенедикт отец на[ш]).

Пост. в 1910 из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865 собр. К.-А. Бейне в Петербурге; до 1897 — МАХ в Петербурге; до 1910 — РМ в Петербурге.

Инв.№ГЭ 272, парная к ГЭ 275.

Св. Бенедикт представлен не в обычном для бенедиктинцев черном, а в белом одеянии, так как алтарь, в состав которого входила и створка с фигурой этого святого, был создан для монастыря св. Понциана в Лукке, принадлежавшего в то время оливетанскому ордену. Этот орден был ответвлением бенедиктинского. Для оливетанцев, носивших белые одежды, св. Бенедикт также изображался в белом.

Святой Понциан. Ок.1385 г.

Боковая створка полиптиха.

Дерево, темпера.

Размеры:130-41,5 см.верх стрельчатый; боковая створка полиптиха Справа имеется поздняя надставка основы шириной от 5 см в нижней части до 10 см в начале арочного скоса. С лицевой стороны приставки — монохромная тонировка. Десять грубо замастикованных и покрытых записями мест утрат сгустков краски, имитирующей драгоценные камни. На рельефном нимбе надпись: SANCTVS PONTIANVS MARTIR[e] (Святой Понциан мученик). В орнамент одежды вплетена заглавная буква имени святого — Р под короной.

Пост. в 1910 из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865 собр. К.-А. Бейне в Петербурге; до 1897 — МАХ в Петербурге; до 1910 — РМ в Петербурге.

Инв.№ГЭ 275, парная к ГЭ 272.

На выставке 1922 створки полиптиха экспонировались как произведения североитальянского мастера (со знаком вопроса) второй половины XIV в. В каталоге этой же выставки приведено мнение Липгарта, считавшего автором створок Нардо ди Чионе. К работам круга Орканьи отнес «Св. Бенедикта» и «Св. Понциана» Воинов (1922). Лазарев (1928) определил фрагменты как работу Спинелло Аретино на основании сравнения с полиптихом, созданным художником для монастыря Монте Оливето близ Сиены в 1385. Фигура cв. Немизиуса на одной из створок полиптиха (Музей изобразительных искусств, Будапешт; инв. № 36; 194 × 94,5) близка фигуре св. Понциана. Св. Бенедикт почти полностью повторяет фигуру того же святого на другой створке полиптиха (Музей Фогг, Кембридж, Массачусетс; инв. № 1915. 12.А). По аналогии с полиптихом Монте Оливето Лазарев датировал эрмитажные створки 1385. Впервые на принадлежность петербургских произведений алтарю церкви св. Понциана в Лукке указал Гронау (1948), который так же соединил с этим комплексом три части пределлы из собр. Национальной галереи в Парме: «Усекновение главы Иоанна Крестителя и пир Ирода» (инв. № 439; 30 × 32), «Поклонение волхвов» (инв. № 430; 30 × 79) и «Св. Бенедикт, благословляющий монахов» (инв. № 452; 30 × 32). Эти пределлы первым с именем Спинелло Аретино связал Бернсон (1932-II). Cогласно документам, полиптих св. Понциана был заказан Спинелло в 1384 для одноименной церкви в Лукке орденом оливетанцев (Беллози 1965; Гонзалес-Палачиос 1965). Гонзалес-Палачиос (1965) идентифицировала центральную часть полиптиха св. Понциана с «Мадонной с Младенцем и ангелами» (Музей Фогг, Кембридж, Массачусетс; инв. № 1917.3), полагая, что существовали еще две доски с изображениями святых, фланкирующие центральный образ. Это мнение было поддержано Тартуфери (см. каталог выставки: 1998 Lucca. N 2), который так же считал, что в состав алтаря должны были входить еще створки с фигурами святых — скорее всего, Иоанна Крестителя, исходя из того, что в пределле представлены сцены, связанные с легендой о нем, а также, вероятно, св. Лучилла или св. Пеллигрино, часто изображавшихся со св. Понцианом. Согласно Калдерони Масетти (1973), в центре алтаря св. Понциана находилась «Мадонна с Младенцем» (в настоящее время — Национальный музей Сан Карлоса, Мехико). Основным аргументом служит то, что на картине и на створках в нижней части композиций помещены ковры с одинаковыми узорами. Боскович (1966) полагал, что типы лиц св. Бенедикта и св. Понциана свидетельствуют о знакомстве Спинелло Аретино с пизанским искусством, в частности с росписями Кампо Санто в Пизе. Он же (1975) считал, что к полиптиху св. Понциана могут быть отнесены «Мадонна с Младенцем» из Музея Фогг, доски с изображениями святых из Эрмитажа и сцены из Пармской пинакотеки.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024