Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 08:27
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж бартоло ди фредиРегистрацияВход
Меню сайта

 

БАРТОЛО ди ФРЕДИ

Ангел.

Фрагмент верхней части полиптиха.

Дерево, темпера.

Размеры: 33,4-11,2 - в готическом обрамлении, 20,8-11,2- без обрамления.Сильно пострадавший фрагмент верхней части полиптиха. Утрачена живопись в левой части, часть арки над головой ангела, часть обрамления.

Пост. в 1910 из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865 — собр. К.-А. Бейне в Петербурге; до 1897 — МАХ в Петербурге; до 1910 — РМ в Петербурге.

Инв.№ГЭ 2472

Картина поступила как произведение круга Дуччо ди Буонинсенья. На выставке 1922 экспонировалась как произведение неизвестного мастера середины XIV в. без уточнения школы. В Кат. 1958 и 1976 фрагмент включен как работа школы Лоренцетти, в Кат. 1994 — Бартоло ди Фреди. Атрибуция была впервые сделана Лазаревым (1959). Независимо от него ту же атрибуцию позднее предложил М. Лаклотт (устно). Фрейлер (1994) опубликовал еще один фрагмент с изображением ангела, который, по его мнению, являясь парным к петербургскому, входил вместе с ним в состав одного полиптиха. Этот «Ангел» (дерево, темпера. 32,4 × 11,7) находился в 1964 в собр. Пардо, Париж, а ранее принадлежал К. Сестьери в Риме. Оба фрагмента, согласно Фрейлеру, выполнены кем-то из учеников Бартоло. В этих картинах много сходства: посадка головы; тип лица с пухлыми губами и длинным носом; волосы, спускающиеся отдельными прядями на крепкие плечи; жест скрещенных рук; одежда, богато украшенная у выреза ворота, на обшлагах и на рукавах ниже плеча. Однако есть и различия. Они касаются не только несколько иного положения головы, правой руки и прядей волос на лбу, но, в первую очередь (если судить по фотографии), манеры исполнения — более вялой трактовки форм в «Ангеле» из бывшей коллекции Пардо. Можно предположить, что полуфигуры были выполнены по одному эскизу не одновременно и предназначались для разных алтарей, а не для одного, как полагает Фрейлер (в качестве возможного полиптиха он называет «Мадонну Корси» из флорентийской галереи Корси). Фрейлер предположительно датировал «Ангела» 1380-ми на основании усмотренной им близости между эрмитажной работой и «Мадонной Корси», которую датирует периодом между 1382 и 1387: «…„Мадонна Корси“ — невысокого художественного качества, что заставляет думать об участии мастерской. Это особенно касается фигуры младенца Христа… Помощника Бартоло возможно идентифицировать с автором петербургского ангела» (Freuler 1994. S. 463). Подобного типа полуфигуры элегантных ангелов с такими же локонами и скрещенными на груди руками можно встретить и в других работах Бартоло ди Фреди. Например, в «Поклонении пастухов» (Музей Пти-Пале, Авиньон; церковь Санте Фьора э Лючиила, Торита; Музей Метрополитен, Нью-Йорк), в «Короновании Мадонны» (Городской музей, Монтальчино). Живописная манера «Ангела» не противоречит манере самого Бартоло. Фрагмент обнаруживает близость с более ранними произведениями художника, относящимися к 1360-м, например с триптихом из Национальной галереи Перуджи. Лицо ангела как бы в миниатюре повторяет лицо св. Екатерины из этого триптиха. Пятницкий (1994) ошибочно предположил, что «Ангел» мог быть частью того же полиптиха, что и эрмитажная «Мадонна с Младенцем и ангелами», считавшаяся ранее работой Бартоло ди Фреди, а в настоящее время определенная как произведение Паоло ди Джованни Феи .

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024