Мадонна с Младенцем.1518-1520гг.
Холст (переведена с дерева), масло.
Размеры: 69,5-53 см.
Приобретена между 1849 и 1859гг.
Инв.№ГЭ37
При поступлении в Эрмитаж была
внесена в инвентарь под именем Джованни да Удине — художника мастерской Рафаэля, однако слишком очевидная близость работы венецианской школе заставила искать ее автора
ближе к берегам лагуны. В эрмитажных каталогах 1863–1909 картина значится произведением Джованни Беллини, хотя Ваген (1864) был более
осторожен и отнес ее к работам школы Беллини; Сомов (Кат. 1889) предложил имя Андреа Превитали. Впервые имя Боккаччо Боккаччино как
вероятного автора эрмитажной композиции назвал Харк (1896), который
заметил в картине признаки кремонской школы. Впоследствии эту атрибуцию поддержали А. Вентури (1912)
и Бернсон (1932).
Эрмитажная «Мадонна с Младенцем»
справедливо считается одной из лучших интерпретаций этой темы в творчестве Боккаччо Боккаччино. В ней,
вероятно, более, чем в любой другой
из многочисленных «Мадонн» мастера, проявилось влияние венецианцев,
которое в течение творческой жизни
художника отмечалось на разных этапах: впервые пребывание Боккаччино в Венеции зафиксировано в 1496,
и именно тогда появляется «беллиниевский» тип Мадонны, затем в 1505–
1506 и, наконец, между 1510 и 1514,
когда венецианская школа интенсивно осваивала наследие Джорджоне.
В «Мадонне с Младенцем» очевидно
максимальное сближение Боккаччино
с венецианской живописной культурой. Об этом свидетельствуют цветовая гамма и развитый пейзажный
фон, определяющий лирический настрой всей композиции, — подобные
ландшафты с отдельными группами
деревьев, вдоль которых бежит тропинка, уводящая вдаль, туда, где виднеется башня на берегу озера и на
холме возвышается церковь, вызывают в памяти работы Джорджоне и Чимы
да Конельяно.
Внешне Мария отличается от излюбленного
физиономического типа Боккаччино
— статично-застывшего, с меланхоличным
неподвижным взглядом
широко раскрытых глаз: взгляд Мадонны задумчив и отстранен, она не
смотрит ни на сына, ни на зрителя,
легкие тени от белого покрывала и
чуть приподнятые уголки губ придают лицу грустно-мечтательное выражение. Мадонна сидит на каменном
парапете, от открывающегося за ее
спиной вида она отделена тканым
балдахином с цветочным орнаментом — «последняя архаичная деталь»
(Puerari 1957. P. 173) в этой композиции, позволяющая вместе с тем четко
расставить цветовые акценты и объединить тона фона и переднего плана.
Синий плащ, ниспадающий с плеч
и крупными складками ложащийся на
колени, придает фигуре Марии монументальность. Пуэрари назвал эрмитажную картину «самой торжественной» среди аналогичных композиций
Боккаччино.
Отмеченные особенности позволяют
датировать картину последним десятилетием творчества Боккаччино —
Пуэрари относит ее к 1518–1520, по
аналогии с «Мадонной» из Музея
Метрополитен
в Нью-Йорке. Можно
согласиться с подобной датировкой
с оговоркой,
что нью-йоркская «Мадонна» по мастерству исполнения
все же сильно уступает эрмитажной,
безусловно являющейся шедевром в
творчестве Боккаччино.
Мадонна с Младенцем, святыми Иеронимом и Иоанном.1506-1508гг.
Холст (переведена с дерева), масло.
Размеры: 44-72 см.
В коллекциях с 1927г.Ранее:до 1834- собрание Мусиных-Пушкиных в Петербурге.
Инв.№ГЭ4617
Поступила с атрибуцией венецианскому мастеру Марко Базаити. В Эрмитаже была правильно определена
М. И. Щербачевой как работа Боккаччо Боккаччино и с его именем вошла
в последующие каталоги (Кат. 1958,
Кат. 1976).
Известно несколько композиционно
близких эрмитажной картине «Святых собеседований» Боккаччо Боккаччино (Музей Коррер, Венеция; Галерея Дориа, Рим; Государственные
музеи Берлина) — их схема восходит
к известному произведению Джованни Беллини «Мадонна с Младенцем,
Иоанном Крестителем и неизвестной
святой» (называемому также «Святое
собеседование Джованелли», Галерея
Академии, Венеция). Пуэрари (1957)
полагал, что все они относятся к третьему,
наиболее длительному пребыванию Боккаччино в Венеции, между
1510 и 1514. В этот период художник
исполнил здесь большой заказ — алтарь для церкви Сан Джулиано «Мадонна на троне со святыми Петром,
Михаилом, Иоанном Крестителем и
Иоанном Евангелистом», в котором
очевидна связь не только с алтарем
Беллини в церкви Сан Дзаккариа, но
и с «Мадонной Кастельфранко» Джорджоне. Однако эрмитажное произведение (не известное Пуэрари и потому не вошедшее в его монографию),
равно как и упомянутые выше три
аналогичные композиции, еще далеко
от «джорджоневского классицизма»,
в полной мере проявившегося в алтаре
Сан Джулиано и в других работах, исполненных после 1510, — таких, как «Обручение св. Екатерины»
(Галерея Академии, Венеция) или эрмитажная «Мадонна с Младенцем»
(см. кат. 52).
В картине обращает на себя внимание
не только точное следование беллиниевской схеме (фронтальная постановка фигур, жесты, наклоны голов), но и
явный «ломбардский» типаж, объемность светотеневой моделировки,
подчеркивающей правильный овал
лиц, симметрию физиономических
черт (наследие, перешедшее к ученику
Боккаччино — Гарофало). Около 1505–
1506, после возвращения из Венеции,
Боккаччино исполнил «Св. Иеронима
в пустыне» для церкви Сан Просперо
в Кремоне, черты святого этой композиции
точно повторены в облике
св. Иеронима на эрмитажной картине.
Точно также внешность, поза и движение рук Иоанна Евангелиста без изменений будут перенесены художником в алтарную композицию церкви
Сан Джулиано.
Интересная особенность, отличающая эрмитажное полотно от аналогичных композиций: узорчатые занавесы помещены за спинами обоих
святых, наподобие кулис, а за спиной Марии — открытое пространство
с простирающимся до горной цепи на
горизонте равнинным ландшафтом.
Исполнена в 1506–1508. |