БОККАЧЧО БОККАЧЧИНО
Мадонна с Младенцем.1518-1520гг.
Холст (переведена с дерева), масло.
Размеры: 69,5-53 см.
Приобретена между 1849 и 1859гг.
Инв.№ГЭ37
При поступлении в Эрмитаж была внесена в инвентарь под именем Джованни да Удине — художника мастерской Рафаэля, однако слишком очевидная близость работы венецианской школе заставила искать ее автора ближе к берегам лагуны. В эрмитажных каталогах 1863–1909 картина значится произведением Джованни Беллини, хотя Ваген (1864) был более осторожен и отнес ее к работам школы Беллини; Сомов (Кат. 1889) предложил имя Андреа Превитали. Впервые имя Боккаччо Боккаччино как вероятного автора эрмитажной композиции назвал Харк (1896), который заметил в картине признаки кремонской школы. Впоследствии эту атрибуцию поддержали А. Вентури (1912) и Бернсон (1932). Эрмитажная «Мадонна с Младенцем» справедливо считается одной из лучших интерпретаций этой темы в творчестве Боккаччо Боккаччино. В ней, вероятно, более, чем в любой другой из многочисленных «Мадонн» мастера, проявилось влияние венецианцев, которое в течение творческой жизни художника отмечалось на разных этапах: впервые пребывание Боккаччино в Венеции зафиксировано в 1496, и именно тогда появляется «беллиниевский» тип Мадонны, затем в 1505– 1506 и, наконец, между 1510 и 1514, когда венецианская школа интенсивно осваивала наследие Джорджоне. В «Мадонне с Младенцем» очевидно максимальное сближение Боккаччино с венецианской живописной культурой. Об этом свидетельствуют цветовая гамма и развитый пейзажный фон, определяющий лирический настрой всей композиции, — подобные ландшафты с отдельными группами деревьев, вдоль которых бежит тропинка, уводящая вдаль, туда, где виднеется башня на берегу озера и на холме возвышается церковь, вызывают в памяти работы Джорджоне и Чимы да Конельяно. Внешне Мария отличается от излюбленного физиономического типа Боккаччино — статично-застывшего, с меланхоличным неподвижным взглядом широко раскрытых глаз: взгляд Мадонны задумчив и отстранен, она не смотрит ни на сына, ни на зрителя, легкие тени от белого покрывала и чуть приподнятые уголки губ придают лицу грустно-мечтательное выражение. Мадонна сидит на каменном парапете, от открывающегося за ее спиной вида она отделена тканым балдахином с цветочным орнаментом — «последняя архаичная деталь» (Puerari 1957. P. 173) в этой композиции, позволяющая вместе с тем четко расставить цветовые акценты и объединить тона фона и переднего плана. Синий плащ, ниспадающий с плеч и крупными складками ложащийся на колени, придает фигуре Марии монументальность. Пуэрари назвал эрмитажную картину «самой торжественной» среди аналогичных композиций Боккаччино. Отмеченные особенности позволяют датировать картину последним десятилетием творчества Боккаччино — Пуэрари относит ее к 1518–1520, по аналогии с «Мадонной» из Музея Метрополитен в Нью-Йорке. Можно согласиться с подобной датировкой с оговоркой, что нью-йоркская «Мадонна» по мастерству исполнения все же сильно уступает эрмитажной, безусловно являющейся шедевром в творчестве Боккаччино.
Мадонна с Младенцем, святыми Иеронимом и Иоанном.1506-1508гг.
Холст (переведена с дерева), масло.
Размеры: 44-72 см.
В коллекциях с 1927г.Ранее:до 1834- собрание Мусиных-Пушкиных в Петербурге.
Инв.№ГЭ4617
Поступила с атрибуцией венецианскому мастеру Марко Базаити. В Эрмитаже была правильно определена М. И. Щербачевой как работа Боккаччо Боккаччино и с его именем вошла в последующие каталоги (Кат. 1958, Кат. 1976). Известно несколько композиционно близких эрмитажной картине «Святых собеседований» Боккаччо Боккаччино (Музей Коррер, Венеция; Галерея Дориа, Рим; Государственные музеи Берлина) — их схема восходит к известному произведению Джованни Беллини «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и неизвестной святой» (называемому также «Святое собеседование Джованелли», Галерея Академии, Венеция). Пуэрари (1957) полагал, что все они относятся к третьему, наиболее длительному пребыванию Боккаччино в Венеции, между 1510 и 1514. В этот период художник исполнил здесь большой заказ — алтарь для церкви Сан Джулиано «Мадонна на троне со святыми Петром, Михаилом, Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом», в котором очевидна связь не только с алтарем Беллини в церкви Сан Дзаккариа, но и с «Мадонной Кастельфранко» Джорджоне. Однако эрмитажное произведение (не известное Пуэрари и потому не вошедшее в его монографию), равно как и упомянутые выше три аналогичные композиции, еще далеко от «джорджоневского классицизма», в полной мере проявившегося в алтаре Сан Джулиано и в других работах, исполненных после 1510, — таких, как «Обручение св. Екатерины» (Галерея Академии, Венеция) или эрмитажная «Мадонна с Младенцем» (см. кат. 52). В картине обращает на себя внимание не только точное следование беллиниевской схеме (фронтальная постановка фигур, жесты, наклоны голов), но и явный «ломбардский» типаж, объемность светотеневой моделировки, подчеркивающей правильный овал лиц, симметрию физиономических черт (наследие, перешедшее к ученику Боккаччино — Гарофало). Около 1505– 1506, после возвращения из Венеции, Боккаччино исполнил «Св. Иеронима в пустыне» для церкви Сан Просперо в Кремоне, черты святого этой композиции точно повторены в облике св. Иеронима на эрмитажной картине. Точно также внешность, поза и движение рук Иоанна Евангелиста без изменений будут перенесены художником в алтарную композицию церкви Сан Джулиано. Интересная особенность, отличающая эрмитажное полотно от аналогичных композиций: узорчатые занавесы помещены за спинами обоих святых, наподобие кулис, а за спиной Марии — открытое пространство с простирающимся до горной цепи на горизонте равнинным ландшафтом. Исполнена в 1506–1508.