Джованни Бенедетто КАСТИЛЬОНЕ (Иль Грекетто)
Встреча Исаака и Ревекки
Холст, масло.
Размеры:124 - 175 см.
Поступила в 1783 из собр. графа С.-Р. Бодуэна в Париже. Ранее: в конце XVII — начале XVIII в. — собр. Буайе д’Агий в Эксе.
Инв. № ГЭ 2087
Быт 24: 63–65.
В собр. Буайе д’Агий сюжет картины связывался с историей Иакова, но позднее был определен как «Встреча Исаака и Ревекки». Отступив от текста Библии, художник изобразил Ревекку едущей не на верблюде, а на лошади. С середины XIX в. картина не экспонировалась в галерее Эрмитажа (она украшала одно из помещений Зимнего дворца) и потому не вошла в каталоги. Реставрация (середина 1950-х) выявила превосходные живописные качества, характерную для Кастильоне манеру письма, что позволило включить это произведение в Кат. 1958 и экспонировать на выставке 1959 как собственноручную работу мастера. Вариант композиции хранится в Национальной галерее старого искусства (Палаццо Корсини, Рим). Ньюком Шлайер (Newcome Schleier в каталоге выставки: 1992 Frankfurt am Main. S. 127) предложила датировать картину временем ок. 1640, а близкий вариант композиции из Музея Сан Мартино (Неаполь) — 1642–1644 (см.: Civiltà del Seicento a Napoli 1984. Vol. 1. P. 213).
Сатиры, приносящие дары.
Медь, масло.
Размеры: 52 - 67,5 см.
Поступила в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: собр. П. Кроза в Париже; собр. Л. Ф. Кроза, маркиза дю Шатель, в Париже. Со второй половины XIX в. по 1920-е — в Екатерининском дворце Царского Села.
Инв. № ГЭ 186
Овидий. Фасты, II, 271–278.
Парная картина — «Пастораль. Фавн и пастушка» — была передана в 1862 из Эрмитажа в Румянцевский музей, Москва (ныне ГМИИ, Москва, инв. № 159). Композиции на подобные темы встречаются в творчестве художника в 1640–1650-х. Лазарев (1930) датировал обе картины концом 1630-х — началом 1640-х на основании сравнения с близкими по тематике офортами Кастильоне. В книге «La pittura a Genova » (1971) они помещены среди произведений 1632–1645. Блант и Перси (1971) относят эрмитажную композицию к 1650-м. Правильнее датировать картину началом 1640-х по аналогии с «Жертвоприношением Пану» (собр. Дураццо Паллавичини, Генуя), близким в стилистическом и иконографическом отношении. В собр. графа И. Г. Чернышева в 1772 имелось произведение Кастильоне «Жертвоприношение Пану» (Штелин 1990. Т. 2. С. 165. № 84). Лазарев (1930) заметил, что в картинах Кастильоне «Сатиры, приносящие дары» и Антонио Марии Вассалло «Орфей» (ГМИИ, Москва, инв. № 2672) изображен один и тот же саркофаг. На нем воспроизведен рельеф Франсуа Дюкенуа «Любовь небесная побеждает любовь земную», который Итало Фальди датирует временем ок. 1630 (Faldi 1959. P. 52–61).