Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 20:03
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж чиголиРегистрацияВход
Меню сайта

 

ЧИГОЛИ - Лодовико КАРДИ

Обрезание Христа. Конец 1590-х 

Холст, масло.

Размеры: 329-217,5 см.

Поступила в 1825, приобретена у флорентийского художника К. дель Кьяри в Петербурге. Ранее: церковь францисканцев в Прато, капелла семьи Мильорати.

Инв.№ГЭ56

Лк 2: 21.

Картина была приобретена как произведение Чиголи и под этим именем внесена в Кат. 1797 и все последующие описи и каталоги музея. Фаранда (1986) ошибочно указывает, что в Эрмитаже картина приписывается Чиголи, начиная с Кат. 1912. Алтарная картина «Обрезание Христа» была заказана Чиголи представителями знатной семьи Мильорати для собственной капеллы в церкви Сан Франческо в Прато. В письмах художника Карло дель Кьяри (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16), у которого было куплено это полотно, говорится: «Ce tableau faisait l’ornement de l’eglise des franciscains à Prato — ainsi qu’on le voit par l’estampe» («Эта картина украшала церковь францисканцев в Прато — как это видно по эстампу»). Далее дель Кьяри разъясняет, что после упразднения монастыря францисканцев владелец капеллы кавалер Мильорати продал ему эту картину. Неизвестно, какой эстамп имел в виду Кьяри, но в Кат. 1889 — Cat. 1909 указывается гравюра Бенедетто Эреди, которую обнаружить не удалось. Утверждение Э. К. Липгарта (Кат. 1912), что эта картина некогда находилась во владении князя Франческо Лудовизи и была гравирована Дж. А. Стефанони, ошибочно, так как размеры картины Лудовизи (57 × 43) не соответствуют тем, что имеет эрмитажное полотно. «Обрезание Христа» следует датировать концом 1590-х, а не ок. 1604–1605, как предлагает Ф. Фаранда (1986). В каталоге выставки в Прато (2009– 2010) предложена датировка 1608– 1612. Там же высказана мысль, что, хотя общий замысел и композиция принадлежат Чиголи, в исполнении этого грандиозного полотна могли принимать участие ученики. В отчете церкви Сан Франческо 1655 автором «Обрезания Христа» назван ученик Чиголи Алессандро Барделли да Удзано (см.: Marchini 1956). В следующем столетии атрибуция Чиголи была восстановлена (Manni 1738). Пальяруло (2012) предлагает считать автором эрмитажного полотна Алессандро Барделли да Удзано. Следует отметить близость некоторых мотивов в композиции Чиголи к гравюре Хендрика Гольциуса на тот же сюжет, выполненной в 1594 (Bartsch. Vol. 3. P. 16. N 18) — указано И. А. Соколовой.

Святой Франциск. Конец 1590-х 

Холст, масло.

Размеры: 198-147 см.

Поступила в 1931 из Музея Академии художеств в Ленинграде.

Инв.№ГЭ7148

LA, CLVII.

Картина поступила в Эрмитаж как произведение Аннибале Карраччи. Впервые с атрибуцией Чиголи вошла в Кат. 1958. Композиция имеет большое сходство с другими изображениями св. Франциска, исполненными Чиголи (Палаццо Питти, Галерея Палатина, Флоренция; Художественный музей в Понсе, Пуэрто-Рико, и др.). Одинаково построение с большой фигурой святого на переднем плане на фоне пейзажа, где левую сторону занимает густая темная зелень, а в правой открываются голубые дали. Сходны также типаж и живописная передача одежды с характерной разработкой фактуры ткани. Бальдинуччи (1681–1728, ed. 1974– 1975) и Дж.-Б. Карди (приведено там же) упоминают многие варианты изображения св. Франциска, созданные Чиголи, идентифицировать которые с ныне известными не всегда возможно. Исполнена в конце 1590-х.

Евангелист Иоанн.

Холст, масло.

Размеры: 119 - 88,5 см. (восьмиугольник)

Поступила в 1922 из Музея Академии художеств в Петрограде. Ранее: собр. князя А. А. Безбородко в Петербурге; c 1799 — собр. графов Кушелевых-Безбородко в Петербурге; с 1825 — собрание графа А. Г. Кушелева-Безбородко в Петербурге; с 1855 — собр. графа Н. А. Кушелева-Безбородко в Петербурге; с 1862 — Кушелевская галерея Академии художеств в Петербурге.

Инв. № ГЭ 3761

LA, IX.

В каталоге Кушелевской галереи (1863) картина дана как работа фламандского художника XVII в., но с указанием, что в каталоге собр. А. Г. Кушелева-Безбородко (1851) она помещена под именем Чиголи. Эта атрибуция восстановлена в каталоге Кушелевской галереи (1886). Таким образом, ее можно считать традиционной, так как в собр. князя А. А. Безбородко картина пришла в конце XVIII в., по-видимому, под этим именем.

Мучение святого Иакова Старшего.

Холст, масло (гризайль).

Размеры:51 - 38 см.

Поступила в 1770 из собр. Ф. Троншена в Женеве (?). В конце 1920-х передана в «Антиквариат», в 1931 возвращена в Эрмитаж.

Инв. № ГЭ 1690

LA, XCVIII.

В Cat. 1773, Кат. 1797 и Описи 1859 картина называется «Страдания святых» либо «Мучения святых». Изображен момент казни св. Иакова Старшего, вместе с которым смерть принял писец Иосия, крещенный Иаковом на пути следования к месту экзекуции. В Cat. 1773 гризайль числилась произведением Ван Дейка, хотя И. Э. Миних тут же отметил ошибочность такого определения. С этой же атрибуцией включена в Cat. 1774, Кат. 1797 и Опись 1859. В дальнейшем картина не упоминалась в каталогах музея, а в инвентарь Эрмитажа была внесена как произведение неизвестного художника XVII в. без указания школы. После вторичного поступления в музей в 1931 стала считаться работой Полидоро да Караваджо. Полотно может быть определено как подготовительный эскиз Чиголи к картине «Мучение св. Иакова Старшего», находящейся в церкви Сан Джакомо Маджоре в Полезине (холст, масло. 305 × 215; подписана монограммой LC и датирована 1605; см.: Faranda 1986. Tav. XXXIV. P. 157) и в разное время приписывавшейся Тинторетто, Дзелотти и Чиньяроли. Принадлежность картины из церкви Сан Джакомо Маджоре кисти Чиголи была доказана Куппини (Cuppini 1963. P. 51–53). Существует и подготовительный рисунок к картине (Национальный кабинет гравюр, Рим), опубликованный Чапеллом (Chapell 1971. P. 205). Общий характер композиции и расположение фигур в эрмитажном эскизе сохранены и в большом полотне, изменения касаются отдельных деталей. Так, в окончательном варианте исчезает колонна справа, но появляются головы двух воинов, один из которых держит щит. Место бородача в гризайли занял на картине юноша с ликторскими фасциями, но не в одной, а в двух руках. Иная поза у Ирода Агриппы, иной стала ткань, драпирующая чресла неофита. Картина была заказана художнику весной 1605 великим герцогом тосканским Фердинандо I в подарок маркизу Фабио Гонзага и получена маркизом уже в сентябре 1605 (см.: Chapell 1971. P. 205–206). Таким образом, эскиз может быть датирован весной 1605. Сургучная печать Франсуа Троншена, сохранившаяся на подрамнике, дает возможность предположить, что гризайль была приобретена в составе его собрания в 1770.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024