Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 19:38
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж доменико беккафумиРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДОМЕНИКО БЕККАФУМИ

Обручение святой Екатерины.Конец 1510-х

Холст (переведена с дерева), масло.

Размеры:220-205cм. Верх картины, первоначально имевшей полукруглое завершение, срезан.

Пост. в 1843 из собр. герцога Браски в Риме. Ранее: собр. папы Пия VI в Риме.

Инв.№ГЭ67 

LA, CLXXII.

Младенец надевает на палец Екатерины кольцо, что символизирует обручение с христианской церковью (см.: Rèau 1958. Vol. III, 1. P. 268). У ног святой — корона, знак ее царского происхождения; в руке — книга, символ учености. Кроме Екатерины около трона изображены: слева — св. Франциск (в одеянии своего ордена, со стигматами на руках), св. Иероним (аскет в кардинальской мантии), Иоанн Креститель (на плечах — шкура, в руке — крест), св. Антоний Падуанский (в руке — горящее сердце, символ пламенной любви к Богу); справа — Иоанн Евангелист (с книгой и пером), св. Николай (епископ с золотыми шарами в руках), св. Лаврентий (в одеянии дьякона, с пальмовой ветвью, около него виднеется решетка жаровни) и еще один святой, определить имя которого изза отсутствия атрибутов невозможно. В собр. Браски картина числилась работой фра Бартоломео. Ваген (1864) счел «Обручение св. Екатерины» произведением Мариотто Альбертинелли. Пентер (1883) — работой Франческо Граначчи. Начиная с 1889 картина включалась в каталоги Эрмитажа как произведение неизвестного флорентийского художника XVI в., а в Кат. 1916 — под именем Луки Лонги. Кроу и Кавальказелле (1866, 1914) отмечали, что по стилю «Обручение св. Екатерины» напоминает работы Солиани и Содомы. На связь с сиенской школой указал и Каст (1906), но включил картину в число произведений, приписываемых Содоме. О влиянии Содомы на Беккафуми писал и Ан- джелини (Domenico Beccafumi 1990. P. 124). Риччи (1932) высказал никем не поддержанное предположение, что это работа Винченцо Таманьи. Согласно Липгарту (Кат. Липгарта), имя Беккафуми было впервые предложено О. Сиреном. Та же атрибуция повторена Бернсоном (1932, 1968). Возможность авторства Беккафуми допускал Чаранфи (1934), на основании сходства эрмитажной картины с центральной сценой на тот же сюжет в алтаре из собр. Киджи Сарачини в Сиене (310 × 230). Санминателли (1967) подтвердил атрибуцию, указав на то, как органично по композиции, трактовке фигур, подчеркнутой линеарности эрмитажное произведение входит в ряд работ мастера, созданных ок. 1521. Особую близость «Обручение св. Екатерины» обнаруживает с «Мадонной с Младенцем и св. Анной» из собр. Монте дей Паски, Сиена. Анджелини (Domenico Beccafumi 1990), настаивая на более ранней датировке, сопоставил петербургское произведение с такими работами мастера 1517–1518, как фреска «Обручение Марии» в молельне церкви Сан Бернардино или «Игнатий Антиохийский» из коллекции Монте дей Паски в Сиене. Он же считал, что св. Игнатий повторен на эрмитажной картине в профиль в образе св. Николая. С Анджелини согласился Торитти (2008). В любом случае датировка картины концом 1510-х представляется более убедительной, чем 1513–1515 (Кат. 1958, Кат. 1976). Подготовительный рисунок карандашом к фигуре св. Франциска хранится в Кабинете рисунков Галереи Уффици, Флоренция (инв. № 10750 F).

Святое Семейство с Иоанном Крестителем и святой Екатериной . 1530-1535 гг.

Дерево, масло.

Размеры:  диам.84,5 см.,тондо .Основа состоит из пяти досок, паркетирована.

Пост. в 1919. Ранее: собр. В. Д. Набокова в Петербурге. Согласно Липгарту (Кат. Липгарта), В. Д. Набоков получил тондо по наследству от своего тестя Руковишникова.

Инв.№ГЭ4747 

«Св. семейство» поступило в Эрмитаж как произведение неизвестного итальянского художника XVI в. Было определено Щербачевой как работа Беккафуми и с этой атрибуцией вошло в Кат. 1958, 1976, 1994. Атрибуция подтверждается близостью с многочисленными тондо Беккафуми, изображающими Мадонну с Младенцем и святыми, которые он создавал на протяжении всего творчества. Особенно большое сходство в решении образов и композиции существует между эрмитажным тондо и «Св. семейством с Иоанном Крестителем и донатором» (Музей Хорн, Флоренция; диаметр 80). В обоих случаях образ св. Иосифа повторен почти без изменений, близок тип Мадонны; Иоанн Креститель сидит на таком же возвышении. Флорентийское тондо датируется примерно 1530–1535. На основании сходства и эрмитажное произведение может датироваться тем же временем. В литературе эрмитажное тондо Беккафуми, как правило, не упоминалось. Ошибочно приводится как работа этого мастера другая картина круглой формы, приписанная в свое время Вагеном (1864. S. 390) кисти Беккафуми. Она находилась в собр. великой княгини Марии Николаевны, затем перешла в коллекцию князей Л. М. и Е. Л. Кочубей и из этого собр. в 1921 поступила в Эрмитаж. В настоящее время считается работой Пьеро ди Козимо (кат. 236). Но начиная с Зейдлитца (Thieme — Becker 1909. Bd 3. S. 129) до Бриганти и Баккески (1977. P. 111) «Св. семейство» Пьеро ди Козимо продолжают ошибочно приписывать Беккафуми. Та же ошибка допущена А. Вентури, упоминавшего в списке работ мастера «Св. семейство», находящееся в Эрмитаже (Venturi A., Storia 1932. Р. 499).

ДОМЕНИКО БЕККАФУМИ, последователь.

Встреча Марии с Елизаветой.

Холст, масло.

Размеры: 127-87,5 см. Справа холст надставлен на 2 см. Заделанные прорывы внизу на платье Елизаветы и справа на небе. Живопись сильно смыта, местами до грунта.

Пост. в 1814, приобретена при посредничестве барона Виван Денона в Париже.

Инв.№ГЭ 1605

Лк 1: 40–41.

Картина поступила в Эрмитаж как произведение Микеланджело Анселми. Ваген (1864) считал картину хорошей работой этого мастера. А. Вентури (1899) — произведением слабого подражателя Микеланджело Анселми. В Кат. Эрмитажа вплоть до 1899 картина включалась под именем Анселми, хотя уже в Кат. Сомова 1889 выражено сомнение в авторстве этого мастера и высказано предположение, что «Встреча Марии с Елизаветой» могла быть создана Беккафуми. Тем не менее имя Анселми со знаком вопроса сохранялось до 1912. Липгарт отказался от имени Анселми, и в Кат. 1912 картина числится работой неизвестного художника тосканской школы XVI в. В Кат. 1916 вновь включена как работа Анселми. В Кат. 1958, 1976 и 1994 — произведение неизвестного итальянского художника второй половины XVI в. Изучение картины приводит к выводу, что она относится к сиенской школе и выполнена под сильным влиянием Беккафуми, что сказывается в понимании форм и характере персонажей. Так, голова Марии, покрытая повязкой, ее черты, удлиненный овал лица — все это восходит к женским образам Беккафуми, например к Мадонне из «Рождества Христа» ок. 1523 (церковь Сан Мартино, Сиена). В свою очередь фигура Захарии напоминает мужские образы, созданные Доменико. Косвенным указанием на принадлежность полотна кисти сиенского мастера служат сведения, приведенные Липгартом в Кат. 1912: «Картина эта приобретена в 1814 г. через бар. Вивана Денона, который, при доставке ее в Петербург, сообщил, что она добыта из того самого места, для которого была написана, разумея, по-видимому, одну из сиенских церквей, вероятно, для братства св. Джуста».

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024