Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 17:19
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж доссо доссиРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДОССО ДОССИ

Сивилла.Между 1516 и 1520 гг.

Холст, масло.

Размеры:68,5-84см. По правой стороне на расстоянии 28 см от верхней кромки следы старых зачиненных прорывов. С обратной стороны на эти места наклеен пластырь. В центре, на груди сивиллы, — след старого зачиненного порыва длиной 15 см, с обратной стороны заклеен пластырем. На обороте наклейки с надписями, в том числе: «Приобретена Его превосходительством князем П. М. Волконским Министром Императорского двора 1814 года». Другая, почти стертая надпись: «Caspar Becerra / Né en 1520, mori en 1570 / Еcole de Berruguerte» («Гаспар Бесерра, род. в 1520, ум. в 1570. Школа Берругерте»). На каменной плите в руках сивиллы надпись: LUX / NON DA / TVR AB / SO… B (Свет не дан преисподней).

Происхождение: пост. в 1815 из собр. У. Кузвельта в Амстердаме. До недавнего времени неправильно считалось, что произведение куплено у А. Гесслера, русского консула в Кадисе; ошибка была исправлена Каганэ (2005).

Инв.№ГЭ 7

EXHIBITION. Dosso Dossi: Court Painter in Renaissance Ferrara.January 14-March 28,1999.The Metropolitan Museum of Art.New York.

До реставрации 1935 доска с надписью и правая рука сивиллы были скрыты поздними записями. При исследовании полотна в рентгеновских лучах было обнаружено, что под красочным слоем художник первоначально наметил другую женскую голову в фас, очень близкую к голове «Святой Екатерины» Доссо из собр. Галереи Боргезе в Риме (инв. № 142; холст, масло. 70 × 70). Какую именно сивиллу имел в виду Досси, сказать трудно. Возможно, Кумскую, так как на каменной плите в ее руках упоминается подземный мир, а согласно Вергилию (Энеида. VI, 234– 294), именно она сопровождала Энея в царство мертвых. По легенде, она жила около 1000 лет, и римский поэт называет ее «дряхлолетней жрицей». Однако художники не всегда изображали ее древней старухой. Например, на картине Джузеппе Мариа Креспи «Эней, Сивилла и Харон» (Художественно-исторический музей, Вена) эта прорицательница предстает юной и прекрасной. Высказывалось мнение, что на эрмитажном полотне Досси изобразил Ливийскую или Киммерийскую сивиллу (Humfrey, Lucco 1998). Ныне существующая атрибуция предложена Л. Вентури (1912). Он полагал, что эта работа входила в состав серии, украшавшей апартаменты Альфонсо I д’Эсте в Ферраре, а парной к ней была другая сивилла, упомянутая в инвентаре 1632 собр. Каноничи в той же Ферраре. Вентури приводит описание, сделанное в этом инвентаре: «Сивилла Доссо, полуфигура, в руке книга с такой надписью: a Summo Coelo egressio eius, в ореховой раме, слегка позолоченной, 50 скуди». (Надпись в данном случае заимствована из псалмов Давида: «От края небес исход его…» — Пс 18: 7.) «Сивилла», которую Вентури считал вторым номером «серии», на самом деле — «копия позднего чинквеченто, невысокого качества, несколько иная, прежде всего с другой надписью и цветом одежды» (Humfrey, Lucco 1998. P. 186. Fig. 82). Размер копии 65,5 × 56. В 1962, 15–16 мая, проходила на аукционе «Финарте» в Милане; в настоящее время местонахождение неизвестно. Нет картин, которые могли бы быть объединены в серию вместе с «Сивиллой ». Однако А. Балларин считает (Il camerino delle pitture di Alfonso I 2007. Vol. 5), что картина находилась в апартаментах Альфонсо I. Фумагалли (ibid. Vol. 6) полагает, что «сивилла в желтой рубашке, размером две с половиной пяди», упомянутая среди произведений, приобретенных в 1656 папой Александром VII, и есть та картина, которая находится в Эрмитаже. Произведение поступило в Эрмитаж как работа испанского мастера Гаспара Бесерра (1520–1570). Под этим именем входила в каталоги музея, начиная с Кат. 1863, и только в Кат. 1912 включена с правильной атрибуцией — Доссо Досси. Бенуа (1910) считал «Сивиллу» работой художника круга Караваджо. В настоящее время авторство Доссо принято всеми, но испанский исследователь Камон Азнар (1970), следуя старой традиции, включил петербургское произведение в список работ Бесерры. Существует копия XVII в. (холст, масло. 65,5 × 56), на фотографии с которой, согласно Балларину (1995), Р. Лонги сделал пометку: «Форести, Капри, копия с Доссо в Петербурге. Ранее: дот. Перотти — Вентури, затем — Форести». Датируют «Сивиллу» по-разному, начиная с 1516–1518 и кончая второй половиной 1530-х. Наиболее убедительной представляется вторая половина 1520-х.

ДОССО ДОССИ, приписывается.

Лукреция. Раннее произведение.

Холст,масло.

Размеры:75-84 см.

Происхождение: пост. до 1773; в 1800 передана во дворец в Павловске (близ Петербурга); в 1931 возвращена в Эрмитаж.

Инв.№ГЭ 7761

Овидий. Фасты. II, 831; Тит Ливий. Римская история от основания города. I, 58.

Римлянка Лукреция была обесчещена Тарквинием и закололась, не пережив своего позора. Эта история была очень популярна в эпоху Возрождения. Образ Лукреции воспринимался как олицетворение добродетели и целомудрия. При поступлении в Эрмитаж произведение сочли работой Тициана «второй манеры». Переданная в Павловск, картина находилась в покоях императрицы Марии Федоровны. В описях Павловского дворца числилась сначала произведением римской школы (опись 1827– 1828, № 307), затем школы Караваджо (опись 1848, № 307) и, наконец, произведением неизвестного художника XVII в. (опись 1925, № 618). М. И. Щербачева определила (устно) «Лукрецию» как работу Доссо Досси на основании сравнения ее с «Дидоной» из собр. Галереи Дориа Памфили в Риме (холст, масло. 120 × 101). Нельзя отрицать существование некоторого сходства между двумя героинями в повороте головы, выражении лица, жесте левой руки, однако мимика Лукреции подчеркнута гораздо сильнее. Сравнивая полотна, можно заметить, что римское отличается более высоким уровнем исполнения, художник тщательно и с блеском пишет отдельные детали — головной убор, плащ, украшенный бахромой, шлем в руках женщины. В живописной манере сказывается знакомство мастера с произведениями венецианских художников. Надо учесть, что эрмитажная картина сильно записана, о ее первоначальном состоянии судить довольно трудно. Действительно, по типажу и «венецианской» манере она напоминает работы Доссо начала 1520-х, но настаивать на том, что именно он создатель данной работы, все-таки трудно; возможно, она была написана с участием Баттисты Досси или кем-то из окружения Доссо. Поэтому по отношению к «Лукреции» принято осторожное определение авторства — «приписывается Доссо Досси».

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024