Поклонение младенцу Христу. Около 1480 г.
Медь (переведена с дерева в 1831 А. Митрохиным), темпера
Размеры: диам.53 см. тондо.
Пост. в 1911 по завещанию графа П. С. Строганова. Ранее: тондо было куплено в Ареццо князем В. Трубецким, подарено им сенатору Д. М. Мордвинову, который завещал произведение А. Муравьеву; в 1859 картина приобретена графом П. С. Строгановым у А. Муравьева в Петербурге за 5000 франков; собр. П. С. Строганова в Петербурге.
Инв.№ГЭ287
Со второй половины XIV в. в Италии сцену рождества Христа часто трактовали как сцену поклонения Младенцу. Существовало несколько типов подобной композиции. Эрмитажное произведение представляет Мадонну коленопреклоненной перед Младенцем, в окружении ангелов, в пределах пространства, символизирующего рай (см.: Aurenhammer 1960. S. 111– 117). Атрибуция тондо была сделана его владельцем графом П. С. Строгановым и поддержана Вагеном, что нашло отражение в рукописном каталоге собр. Строганова 1864 (см.: Кузнецов 2001). А. Вентури (Кат. Липгарта) считал автором картины Амико ди Сандро; Л. Вентури (1912) и K. Б. Нелсон (1938) — Раффаэллино дель Гарбо. Шарф (1950) указывал на то, что композиция эрмитажной картины восходит к тондо Боттичини — «Поклонение Младенцу» (Галерея Палатина, Флоренция; диаметр 122), но является не копией, а свободной вариацией темы. Эрмитажное тондо близко к таким произведениям Филиппино Липпи, как «Поклонение Младенцу» (Галерея Уффици, Флоренция, ок. 1485), «Поклонение Младенцу» (Национальная галерея, Вашингтон, ок. 1480; дерево. 81,3 × 56,3). Шарф (1950) и Олсон (2000) датировали эрмитажную картину временем ок. 1480. Дзамбрано и Дж. К. Нелсон (2004) — серединой 1490-х, после возвращения мастера из Рима. В Кат. 1958 и Кат. 1976 она отнесена к середине 1480-х. По аналогии с произведением из Вашингтона может быть датирована ок. 1480.
Благовещение.Середина 1490-х
Дерево,темпера.
Размеры:35-50,5 см.
Пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде. Ранее: собр. Пуччини в Пистое (Lasareff 1928-II); собр. графа П. С. Строганова в Петербурге.
Инв.№ГЭ4079
Лк 1: 26–28.
Под именем Филиппино Липпи картина была введена в литературу Кроу и Кавальказелле (1870). Атрибуцию поддержал Харк (1896), но отверг Л. Вентури (1912), который считал автором «Благовещения» Раффаэллино дель Гарбо. Картина относится к позднему периоду творчества художника. Лазарев (1928) датировал ее между 1496 и 1500. Ван Марле (1931) — концом 1490-х. Шарф (1950) — ок. 1495. Серединой 1490-х «Благовещение» датировали Дзамбpано и Нелсон (2004), полагая, что произведение было создано сразу после возращения художника из Рима для некоего флорентийского заказчика. Вытянутый формат небольшой картины наводил исследователей на мысль, что она могла быть частью какого-то алтарного образа, возможно, пределлой (Harck 1896), с чем не был согласен Лазарев (1928). Липгарт (Кат. Липгарта) на основании близости типов Мадонны сравнивал «Благовещение» с пределлой алтаря Филиппино «Мадонна с Младенцем, святыми и донаторами» (церковь Санто Спирито, Флоренция); он считал, что «Благовещение» следует датировать несколько ранее 1489 — временем работы Филиппино в капелле Караффа в Санта Мария сопра Минерва в Риме. Беллоу (1971) связывала рисунок коленопреклоненной фигуры (бумага, металлический карандаш, белая гуашь. 17,6 × 15,1) из Кабинета рисунков галереи Уффици с изображением архангела Гавриила в утраченном «Благовещении », выполненном ок. 1495. Исследовательница основывала свое мнение, в частности, на аналогии с фигурой Гавриила в петербургском произведении. С этой точкой зрения не согласился А. Чекки (см.: Goldner, Bambach 1998). Высказывается предположение, что композиция эрмитажной картины базируется на композиции знаменитой средневековой фрески «Благовещение» из флорентийской церкви Сантиссима Аннунциата (см. каталог выставки: 2010 Madrid). Картина, несомненно, написана на позднем этапе деятельности Филиппино, середина 1490-х представляется наиболее убедительной датой. |