Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 16:53
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная франческо фуриниРегистрацияВход
Меню сайта

 

ФРАНЧЕСКО ФУРИНИ

Три грации.

Холст, масло.

Размеры: 225 - 180 см.

Поступила в 1926 из Юсуповского дворца-музея в Ленинграде. Ранее: исполнена по заказу Лоренцо деи Медичи; в XVII в. — собр. маркиза Ф. Ридольфи; собр. наследников Ридольфи; до 1812 поступила в собр. князя Н. Б. Юсупова, находилась в усадьбе Архангельское близ Москвы; в 1837 перевезена в Петербург, во дворец Юсупова на набережной Мойки.

Инв. № ГЭ 5556

Бальдинуччи (1681–1728, ed. 1974–1975) сообщает, что князь Лоренцо Тосканский (Лоренцо деи Медичи) с мягкой настойчивостью обязал Фурини, во время пребывания на вилле делла Петрайя, выполнить его заказ — «две прекраснейшие картины», из коих одна изображала сцену из истории Рахили, другая — «трех граций». Они были подарены маркизу Фердинандо Ридольфи, после смерти которого перешли к его наследникам. Далее, перечисляя многие полотна Фурини, принадлежавшие маркизу Пьеру Франческо Вителли, Бальдинуччи называет другой вариант композиции из истории Рахили (Baldinucci 1681–1728, ed. 1974–1975. Vol. 4. P. 638) и эскиз к картине «Три грации» («il modello del quadro delle tre Grazie, piccole figure » — Ibid. P. 639. Современное местонахождение неизвестно). Еще раз композиция на этот сюжет встречается в собр. кардинала Джанкарло деи Медичи в 1663 (см.: Cantelli 1969. P. 20. N 2). Неясно, была ли у Джанкарло деи Медичи та же картина, что осталась у наследников Ридольфи, или другой вариант. В начале XX в. картина Фурини «Три грации» считалась утраченной, так как принадлежавшее Юсуповым полотно не было известно за рубежом. Другой вариант композиции, хранящийся в Национальной галерее, Лондон, ранее приписывался Филиппо Дзаниберти (1585, Брешиа — 1636, Венеция). Под этим именем лондонские «Три грации» упоминаются на протяжении нескольких десятилетий (Fiocco 1929. Tav. 27; Pallucchini 1981. Vol. 1. P. 84 — с ошибочным указанием, будто картина пропала во время Второй мировой войны). Однако еще в 1934 (см.: Hommage à Corrège. Paris, 1934) с лондонским полотном был впервые связан луврский рисунок Франческо Фурини «Сидящая обнаженная женщина со спины», а впоследствии Кантелли соединил с изображением средней грации рисунок из Галереи Уффици (Cantelli 1972. Cat. 5; Campbell 1972. P. 572). Лондонская картина стала приписываться Фурини. И хотя в литературе эрмитажные «Три грации» упоминаются как другой вариант композиции, все же рисунки и свидетельство Бальдинуччи продолжают связываться с лондонским полотном (Dessins baroques 1981). На самом деле все это должно относиться к эрмитажным «Трем грациям », бесспорному произведению Франческо Фурини. Что касается лондонской картины, то она воспроизводит эрмитажную композицию в зеркальном варианте, а соответственно — с другим светотеневым решением. Есть значительные различия в типаже, рисунке драпировок, некоторых деталях и в характере живописи. Последнее заставляет усомниться в атрибуции лондонского полотна. Отметим, что луврский рисунок полностью совпадает с соответствующей фигурой в эрмитажной картине, но отличается от лондонской не только зеркальным отображением, но и такой деталью, как изящной формы стопа. Вместе с тем один из флорентийских рисунков Фурини, опубликованный Кантелли (Cantelli 1972. N 15), может быть соотнесен с фигурой со спины (отдельно — наброски руки) в лондонском полотне. Документы, имеющие отношение к заказанной, согласно Бальдинуччи, вместе с «Тремя грациями» картине из истории Рахили (замок Шлейсхейм, Мюнхен), датируются 1633 («Три грации» в них не упоминаются). Эта дата вполне соответствует эрмитажному полотну. Обнаженная женская фигура со спины встречается (с некоторыми вариантами) в разных живописных произведениях Фурини — например, «Лот с дочерьми» (Музей Прадо, Мадрид), «Умеренность» (Художественный музей Понсе, Пуэрто-Рико). Это изображение, несомненно, восходит к фреске Рафаэля во дворце виллы Фарнезина «Эрос и три грации». Другие фигуры навеяны скульптурными образами. Средняя грация напоминает статую Афродиты Книдской (Музеи Ватикана, Рим). Барсанти (Barsanti 1974. P. 60. Tav. 40a) установила, что Фурини сделал зарисовку торса Афродиты. Можно предположить, что этот рисунок (Национальный гравюрный кабинет, Рим) художник использовал в композиции «Три грации». Фигура справа, вероятно, вдохновлена статуей Микеланджело «Вакх» (Национальный музей, Флоренция). Композиция в целом обнаруживает любопытное сходство с работами нидерландских мастеров — рисунком Хендрика Гольциуса «Три грации» (воспр.: Jahrbuch der Hamburger Kunstsammlungen. 1979. Bd 24) и особенно с картиной Бартоломеуса Спрангера «Венера, Вакх и Церера» (ок. 1600, Музей Иоханнеум, Грац).

Андромеда.

Холст, масло.

Размеры: 131 - 101 см.

Поступила в 1930 из Строгановского дворца-музея в Ленинграде. Ранее: собр. графа Г. Г. Орлова в Петербурге; собр. графа А. С. Строганова в Петербурге; собр. графов Строгановых в Петербурге.

Инв. № ГЭ 6715

Овидий. Метаморфозы, IV, 669–734.

В собр. Строгановых считалась изображением Ариадны. Бальдинуччи (1681–1728, ed. 1974–1975. Vol. 4. P. 632) сообщает, что по возвращении из Венеции Фурини написал ряд картин, среди которых была «Андромеда, выполненная для Императора», хорошая копия с которой, сделанная аббатом Фердинандо Каппони, находилась в доме его отца Пьетро Каппони. В настоящее время наиболее известны два варианта композиции — в Эрмитаже и в Национальной галерее старого искусства, Палаццо Корсини, Рим (инв. № 186). Петербургский обладает более высокими живописными достоинствами, чем римский. Третий вариант находится в Музее изобразительных искусств в Будапеште (инв. № 66.23). Р. Маффейс (см. каталог выставки: 2007–2008 Firenze. P. 205) предположил, что поза Андромеды могла быть позаимствована Фурини с изображения Евы на рисунке Рафаэля «Адам и Ева», известного по гравюре Маркантонио Раймонди. Исполнена ок. 1636.

Мария Магдалина.

Холст, масло.

Размеры: 124 - 172 см.

Поступила в 1961 через ЭЗК от Е. К. Орловой.

Инв. № ГЭ 9860

LA, XCV, 3.

Картина представляет собой вариант композиции, хранящейся в Галерее Палатина, Флоренция. Повторяются поза (но фигура в обратную сторону), положение ног, сходно расположение драпировок. В обоих случаях фоном служит очень темный пейзаж. Различны положение рук и поворот головы. В стилистическом и колористическом отношении эрмитажная картина близка к полотну «Кающаяся Магдалина » из Государственной галереи Штутгарта, датируемому временем ок. 1642. В образе Магдалины на эрмитажной картине Р. Маффейс (см. каталог выставки: 2007–2008 Firenze. P. 218) усматривает типологическую связь с одноименным персонажем в картине, ранее приписывавшейся Симоне Пиньони, а в настоящее время — Франческо Ботти (Палаццо Пандольфини, Флоренция).

Кающаяся Мария Магдалина.

Холст, масло.

Размеры: 117,5 - 98,5 см.

Поступила в 1931 из ГМФ.

Инв. № ГЭ 7136

LA, XCV.

Картина поступила в Эрмитаж как произведение Франческо Фурини. Она обладает высокими живописными достоинствами. По стилистическим признакам может быть отнесена к 1630-м.

ФРАНЧЕСКО ФУРИНИ, приписывается.

Мария Магдалина.

Холст, масло.

Размеры:132-100 см.

Поступила в 1979 в дар от семьи Шустер в Ленинграде.

Инв.№ГЭ10321

LA, XCV, 3.

Традиционная атрибуция, с которой картина поступила в Эрмитаж, вызывает сомнения. При всей близости типажа, драпировок, колорита к произведениям Фурини живописная манера несколько иная и скорее напоминает работы другого флорентийца — Феличе Фикерелли — «Адам и Ева» и «Давид с головой Голиафа» (воспр.: Serre 1988), которые ранее также приписывались Фурини. Пальяруло (2012) считает автором эрмитажной картины флорентийского художника Онорио Маринари.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024