Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 13:07
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж франческо франчаРегистрацияВход
Меню сайта

 

ФРАНЧЕСКО ФРАНЧА (Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини)

Мадонна с Младенцем, св. Лаврентием, св. Иеронином и двумя музицирующими ангелами. 1500 г.

Холст, темпера, масло.

Размеры:193-151 см. На троне надпись, подпись и дата: DS. LVDOVICVS DE CALCINA / DECRETORV DOCTOR CANONICVS / S.P. BON. REDIFICATOR. AVCTORQ / DOMVS ET RESTVRATOR / HVIVS. ECLESIAE. FECIT FIERI / P. ME FRANCIAM AVRIFICE BONON. / ANNO. MCCCCC (Господин Лудовикус де Кальчина доктор декретов, каноник Сан Петронио в Болонье, восстановитель и создатель, настоятель этой церкви, высоко оценил меня, Франчa, золотых дел мастера. Болонья 1500).

Пост. в 1843 из собр. князей Эрколани в Болонье. Ранее: собр. кардинала Лодовико Лодовизи в Риме; собр. кардинала Франческо Бонкампаньи; собр. Ланчи.

Инв.№ГЭ53 

Первоначально картину намерева- лись купить для «английского музеума», но из-за нежелания болонских владельцев платить пошлину за ее вывоз сделка не состоялась (Андросов 2003) и «Мадонна с Младенцем и святыми» была приобретена Эрмитажем. Алтарный образ написан для болонcкой церкви Сан Лоренцо делле Гротте. После того, как архиепископ кардинал Лодовизи увез произведение в Рим, его заменили копией. Упоминалось в конце XVIII в. среди произведений, хранящихся в болонском дворце семьи Эрколани, как «одна из лучших картин Франчи» (Bologna 1792). Скорее всего, при переводе с дерева на холст верх картины был срезан: нельзя представить себе, чтобы такой мастер, как Франча, прервал плавную линию полукруглой арки, завершающей всю композицию. Именно это произведение упомянуто Джорджо Вазари: «Создал в Болонье в Сан Лоренцо картину с Мадонной, двумя фигурами по бокам и двумя путти внизу. Ее очень хвалили» (Vasari — Milanesi 1878). Работы Франча, подобные эрмитажной с ее классическим равновесием композиции, мягкостью форм, склонностью к идеализации образов, оказали в начале XVI в. большое влияние на феррарских мастеров.

Положение во гроб.1500 г.

Холст, масло (переведена с дерева).

Размеры: 24-33.5 см

Из cобрания Д.П. Татищева в С.- Петербурге (по завещанию). 1846 г.

Инв.№ГЭ145

Мф 27: 57–61; Мк 15: 42–47; Лк 23: 50–57; Ин 19: 38–42.

Картина поступила в Эрмитаж как произведение феррарского художника Ортолано, при этом большинство исследователей указывало на сходство в манере исполнения с работами Франческо Франча (Waagen 1864; Penther 1883; Неустроев 1898). Однако в эрмитажные каталоги 1863–1895 картина была включена как приписываемая Ортолано. В Кат. 1899 фигурирует под именем Эрколе Роберти с пометкой, что атрибуция сделана Морелли (Франча испытал влияние Эрколе). В XX в. мнение ученых изменилось в пользу Франческо Франча (Вентури Л. 1912; Липгарт в Кат. 1912; Berenson 1907, 1932, 1968). А. Вентури (1914) считал автором «Положения во гроб» Джакомо Франча. Начиная с Кат. 1911 и во всех последующих изданиях картина значится как произведение Франческо Франча. Тема «Оплакивание Христа» встречается в творчестве Франческо неоднократно в разных вариантах, с повторением отдельных групп и фигур. В большой подписной композиции «Cнятие с креста» (Парма, Национальная пинакотека; дерево, масло. 294,2 × 231) позы Иисуса, Иоанна, приподнимающего мертвое тело, и движение скорбящей женщины, поддерживающей ноги Христа, близки к тому, что можно увидеть на эрмитажной картине. С небольшими вариациями решены подобные композиции, хранящиеся в Галерее Сабауда, Турин, и в Национальной галерее, Лондон. Пармское произведение датировано 1512, туринское — 1515. Обе картины отличаются несколько большей сухостью, характерной для работ Франчи второго десятилетия XVI в., которой еще нет в петербургском «Положении во гроб», его можно датировать примерно 1500.

Мадонна с Младенцем. 1515-1517 гг.

Холст (переведена с дерева), масло.

Размеры:62-47 см.На сфере в руке Христа подпись: F. FRANCIA На втором плане слева — преображение Христа (Мф 17: 1–8; Мк 9: 2–8; Лк 9: 28–36); справа — воскресение Христа (Мф 28: 2–4).

Пост. в 1832 из собр. князя Е. Сапеги в Гродно.

Инв.№ГЭ199

В конце XIX в. (Кат. 1899) возникли сомнения в подлинности подписи, и в эрмитажные каталоги 1900–1916 картина была включена как произведение Джакомо Франчи. Эту атрибуцию поддержали А. Вентури (1899, 1914) и Л. Вентури (1912). Харк (1896) считал, что «Мадонна с Младенцем» — копия с картины Франческо Франчи, выполненная, возможно, Якопо Боатери. Однако исследование подписи показало, что она лежит в нижних слоях краски и ее сильно рвет кракелюр, то есть подпись одновременна живописи, но позднее была подновлена. Как работа Франческо Франчи картина включена в Кат. 1958, 1976 и 1994. Подобный тип композиции Франча повторял неоднократно. К эрмитажному произведению близки «Мадонна с Младенцем, стоящим на парапете» (Музей изобразительных искусств, Лейпциг, датируется 1517); «Мадонна с Младенцем и св. Франциском» (Национальная пинакотека, Болонья); «Мадонна с Младенцем и св. Франциском» (ранее — собр. С. Мортимер, Нью-Йорк; воспр.: Berenson 1968-I. Pl. 1612), в последнем случае Младенец повторяет позу Христа на эрмитажной картине. Бернсон (1932, 1968) считал, что эрмитажная картина — позднее произведение Франческо Франчи. Учитывая близость к лейпцигской картине, «Мадонну с Младенцем» можно датировать 1515–1517.

Мадонна с Младенцем, святыми Антонием аббатом и Домиником. Около 1506 г.

Холст (переведена с дерева), масло, темпера.

Размеры:60-48 см. Слева, на парапете, подпись: F • FRANCIA OREF (Ф. Франча золотых дел мастер).

Пост. до 1859. С середины XIX в. находилась в Аничковом дворце в Петербурге; возвращена в 1918.

Инв.№ГЭ248

В Кат. 1958 персонажи определены как св. Иосиф и доминиканский монах; в Кат. 1976 — как св. Доминик и Антоний Падуанский. Верная идентификация действующих лиц сделана в каталоге выставки 1922 — св. Антоний (то есть св. Антоний аббат) и св. Доминик. В левой части композиции в виде пожилого мужчины с посохом изображен именно Антоний аббат, а не Антоний Падуанский, которого представляли юным, безбородым, чаще всего с лилией или горящим сердцем в руке (см.: Kaftal 1965. P. 76, 104). Св. Доминик помещен в правой части картины (а не в левой, как следует из Кат. 1976); он в одежде своего ордена (черное с белым), в руке — крест. М. И. Щербачева датировала картину ок. 1506, что нашло отражение в Кат. 1958. Позы Мадонны и Младенца повторяются в ряде произведений Франчи — в частности, в подписной «Мадонне с Младенцем и двумя ангелами» (Музей искусств Северной Каролины, Роли, Северная Каролина; 88,3 × 56,5).

ФРАНЧЕСКО ФРАНЧА (Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини)(?)

Мадонна с Младенцем, евангелистом Иоанном и святым Георгием.

Холст (переведена с дерева), масло, темпера.

Размеры:90-58,5 см.

Пост. в 1897 из собрания князя А.Б.Лобанова-Ростовского в Петербурге.

Инв.№ГЭ 264

ФРАНЧЕСКО ФРАНЧА (Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини),школа.

Мадонна с Младенцем и святой Екатериной.

Холст (переведена с дерева), масло.

Размеры:61-48 см.

Пост. в 1846 из собрания Д.П.Татищева в Петербурге.

Инв.№ГЭ 1513

ФРАНЧЕСКО ФРАНЧА (Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини),круг.

Святое семейство с Иоанном Крестителем.

Холст (переведена с дерева), масло.

Размеры:64-53 см.

Пост. в 1923 из ГМФ. Ранее: собр. князей Горчаковых в Петербурге, приобретена ими в 1847 в Штутгарте.

Инв.№ГЭ 7401

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024