Искусство. Национальные школы живописи.
Понедельник, 15.08.2022, 18:32
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж джампьетриноРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДЖАМПЬЕТРИНО (Джан Пьетро Риццоли)

Мадонна с Младенцем.Вторая половина 1530-х 

Холст (переведена с дерева), масло.

Размеры: 53,8-39,7 см.Со всех четырех сторон имеются узкие приставки.

Происхождение: пост. в 1922 из Строгановского дворца-музея в Петрограде. Ранее: Галерея Агуэдо; в 1859 граф П. С. Строганов приобрел картину за 10 000 франков у торговца В. Моро в Париже; собр. графа П. С. Строганова в Петербурге.

Инв.№ГЭ4130

Изображение младенца, прижимаю- щегося к щеке матери, уходит корнями в византийское искусство, к типу Гликофилиуса (в русской иконографии соответствует «Умилению»). Складки занавеса над головой Марии образуют своего рода мешочек или «каплю» — мотив чисто северный, постоянно встречающийся у нидерландских мастеров в сценах «Благовещение» или «Рождество». «Капля», по форме напоминающая женскую матку, символизировала божественное плодородие, тая в себе одну из основных мыслей христианской религии о телесном воплощении Иисуса (см.: Ŝebkovà-Thaller 1992. S. 17). Картина была приобретена П. С. Строгановым как работа Бернардино Луини. В рукописном каталоге Строганова 1864 (см.: Кузнецов 2001. С. 261) включена под именем Джампьетрино, хотя здесь же упоминались и другие возможные авторы — Марко д’Оджоне, Дзенале, неизвестный ученик Леонардо. Ваген (1864) предпочел остановиться на атрибуции Марко д’Оджоне (со знаком вопроса), отметив «большое очарование» композиции. Л. Вентури (1912) и Липгарт (1928) назвали создателем произведения Джампьетрино, при этом Вентури несправедливо определил Мадонну как «brutta» (страшная). В Кат. 1958, 1976, 1994 — Джампьетрино. Композиции, аналогичные эрмитажной «Мадонне с Младенцем», хранятся в Кастелло Сфорцеско, Милан (отличается деталями второго плана; ранее — в собр. Анны Актон Караччоли, Неаполь); в собр. Мартелло, Флоренция (отличается поворотом тела Младенца и несколько иным пейзажем, воспр.: Berenson 1968-I. Pl. 1522); в собр. Гастона фон Маллман в Блашкове, Чехия. Как сообщает Ф. Франджи (The Martello collection 1992), существовало еще несколько композиций, построенных по той же схеме, ныне утерянных, но упоминавшихся в литературе XIX–XX вв. Одна версия находилась в коллекции Витали, Милан, другая проходила на аукционе «Кристи» 10 апреля 1905, еще одна принадлежала Майуолло в Детройте. В Кат. 1958 и 1976 эрмитажная картина датирована 1520-ми. Франджи (1992) усматривает определенную стилистическую близость «Мадонны с Младенцем» из собр. Мартелло с алтарем Джампьетрино, созданным для церкви Сан Мартино в Павии и датированным 1521, хотя допускает, что флорентийская картина может быть отнесена и к немного более позднему времени. Большая целостность композиции и самостоятельность замысла петербургской «Мадонны с Младенцем» по сравнению с павийским алтарем позволяет датировать ее предположительно второй половиной 1530-х.

Кающаяся Мария Магдалина.

Дерево, масло.

Размеры: 49-39 см. Доска слегка выгнута, у нижнего края вертикальная трещина.

Происхождение: пост. в 1977 через ЭЗК. Ранее: до 1903 — собр. Г. Т. Люрмана в Бремене.

Инв.№ГЭ 10279

Картина приобретена как работа неизвестного итальянского художника, при поступлении в Эрмитаж ее создатель, Джампьетрино, был определен автором данного каталога (устно). В дальнейшем удалось выяснить, что это то самое произведение, которое в начале XX в. входило в состав коллекции Люрмана и упоминалось Паули (1903), Рейнахом (1918) и Суйда (1920). Тема раскаяния Марии Магдалины — основная в искусстве Джампьетрино. Удачно найденный образ много раз повторялся самим мастером, копировался другими живописцами. Петербургский вариант высоко оценил Паули (1903), назвав его одним из характернейших в искусстве Джампьетрино. Во всех версиях художник неизменно изображал грот и алебастровый сосуд с крышкой, иногда еще книгу и крест. Сосуд для миро порой рассматривают как символическую подпись Джампьетрино (см.: Marani 1987-I. P. 207). По замыслу и построению эрмитажная доска не связана конкретно с каким-либо прообразом Леонардо да Винчи, но в выполнении отдельных деталей (грот, мимика, трактовка волос, светотеневая моделировка) во многом зависит от его живописи. Существует ряд композиций, подобных петербургской, — в Пинакотеке Брера, Милан; в Пинакотеке Маласпина, Павия (Марани рассматривал этот экземпляр как архетип для других вариантов, см.: Мarani 1987-I. P. 207); в Государственных музеях Берлина; в собр. Солибиати, Бусто Арсицио; в Музее искусств Уолтерс, Балтимор (Дзери считал автором фламандского художника, см.: Zeri 1976-I. P. 421); в Музее Каподимонте, Неаполь. Фламандской работой, по-видимому, является картина из Галереи Манси, Лукка. Копия — в собр. Аделе Борсини, Флоренция. Поздняя копия — в Музее Пти-Пале, Париж; в собр. Гуттманн, Нью-Йорк. Приведенный список не является исчерпывающим.

Христос с символом Троицы.

Дерево,масло.

Размеры: 73,5-56 см. Основа состоит из двух досок, скрепленных с обратной стороны двумя вертикальными шпонками.

Происхождение: пост. в 1836 из собр. У. Кузвельта в Лондоне. В 1928–1929 выдана в «Антиквариат» с оценкой 15 000 руб., в 1933 возвращена в музей.

Инв.№ГЭ 1520

Христос в левой руке держит треугольник — символ Троицы (см.: Heinz-Mohr 1972. S. 75), правой указывает на себя как на вторую ипостась в ее телесном воплощении. В собр. Кузвельта картина считалась работой Леонардо да Винчи, но уже в каталоге распродажи этой коллекции Джемсон (1836) писал о ней как о копии с Леонардо, отметив, что Дж. Пассаван приписывал ее Бернардино Луини. Ныне существующая атрибуция была сделана Вагеном (1864), поддержана Харком (1896). Под именем Джампьетрино произведение вошло в эрмитажные каталоги 1863–1916 и 1994, но не включено в Кат. 1958 и Кат. 1976. Эрмитажная картина — оригинал, с которого сделана копия, хранящаяся в Пинакотеке Брера, Милан. Марани приписал миланскую картину последователю Джампьетрино, предположив существование прототипа, инспирированного Леонардо (см.: Marani 1987-I. P. 211). Эта грубая копия (дерево, масло. 46 × 55), с нашей точки зрения, выполнена именно с петербургского произведения. Согласно Липгарту (Кат. 1912), еще одна копия находилась во дворце в Павловске (близ Петербурга). Это произведение Джампьетрино своими идеями, настроением и чисто формальными моментами тесно связано с творчеством Леонардо да Винчи, о чем свидетельствует андрогинный тип, характерный изгиб тела, трактовка волос рук, складок одежды, орнамент ворота в виде знаменитых леонардовских «nodi» («узлов»).

ДЖАМПЬЕТРИНО, приписывается.

Апостол Иоанн.1530-е 

Дерево, масло.

Размеры: 65-46 см. От центра доски до нижнего края идет сквозная трещина, на которую наложено крепление в виде «ласточкиного хвоста». На обороте доски надпись: S. IOANNES LEONARDVS DA VINCIО PINXIT (Св. Иоанн Леонардо да Винчи написал).

Происхождение: пост. в конце XVIII в.

Инв.№ ГЭ 1521

Эрмитажное произведение — копия с фигуры апостола Иоанна в росписи «Тайная вечеря», выполненной Леонардо да Винчи в трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие (1495–1498). Судя по надписи на обороте, картина долгое время считалась работой Леонардо да Винчи и под этим именем поступила в музей. Атрибуция отражена в Livret (1838) и у Сомова (1859), который предполагал, что это эскиз к «Тайной вечере». Ваген (1864) приписал картину Дзенале. В эрмитажные каталоги 1863–1911 работа включалась как созданная неизвестным художником школы Леонардо, а в каталогах 1911–1976 фигурировала под именем Марко д’Оджоне. Правильность данного определения вызвала сомнения, и в Кат. 1994 имя Марко дано с вопросительным знаком. Впервые ныне существующая атрибуция обоснована Кустодиевой в каталоге выставки «Произведения школы Леонардо да Винчи в собрании Эрмитажа» (1998. С. 21–23). Основанием для такого вывода послужили исследования, проведенные в лаборатории научно-технической экспертизы Эрмитажа под руководством А. И. Косолапова. В рентгеновских лучах обнаружилась другая комловека с головой, повернутой влево (а не вправо, как в окончательном варианте), взгляд его устремлен на зрителя, одежда — с менее глубоким, чем у Иоанна, вырезом. Нет сомнений, что первоначально мастер хотел изобразить Cristo giovinetto (Христа-отрока). Образ, видимый в рентгеновских лучах, обнаруживает большое сходство с «Благословляющим Христом», приписываемым Джампьетрино (см.: Suida 1929. Abb. 147). Это же произведение опубликовано Седини с указанием, что оно проходило на аукционе «Кристи» в Риме 19 мая 1978 (лот 233), нынешнее местонахождение неизвестно (см.: Sedini 1989. P. 45. Fig. 11a). Логично предположить, что Джампьетрино наметил фигуру юного Христа, чем-то его не устроившую, затем повторил ее в варианте «Благословляющий Христос», а доску использовал для ныне существующей картины. Единственным исследователем, увидевшим некую связь между «Апостолом Иоанном» и другими работами Джампьетрино, был Седини, хотя и несколько неопределенно высказавшийся о времени создания картины: «Иной стилистический характер, чем в копиях Марко, приводит к тому, что эту вещь (Апостола Иоанна) надо исключить из числа его работ. Напротив, кажется, можно было бы связать ее с моделями Джампьетрино по акцентированию „смягченной типологии“. Жеманность, пронизывающая картину, и вкус к подчеркиванию хроматического контраста заставляет отнести ее выполнение к более позднему времени» (Sedini 1989. P. 200). В отраженных инфракрасных лучах выявился подготовительный рисунок головы, выполненный углем, мягкий в силу специфики самого материала, с тонкими градациями света и тени. В подходе к форме, где определяющим служит контур, а объем достигается легкой светотеневой моделировкой, проглядывает определенное сходство с одним из единичных бесспорных рисунков Джампьетрино — наброском рук для картины «Кающаяся Мария Магдалина» (Кастелло Сфорцеско, Милан). Не противоречит авторству Джампьетрино и сопоставление эрмитажной доски с другими произведениями мастера — в частности, с центральной створкой алтаря (церковь Санти Пьетро э Паоло, Оспедалетто Лодижано), образ Мадонны здесь близок образу апостола Иоанна. Алтарь — одна из самых «леонардовских» работ Джампьетрино, близкая по стилю к копии с «Тайной вечери» (Колледж Св. Марии Магдалины, Оксфорд), которую художник выполнил в «1520–30-х или даже позднее» (Shell, Brown, Barcilon 1988. P. 25). 1530-ми следует датировать и петербургское произведение.

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2022