Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 10:39
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж лоренцо костаРегистрацияВход
Меню сайта

 

ЛОРЕНЦО КОСТА, приписывается.

Женский портрет.1500-1506 гг.

Холст, масло.

Размеры: 57-44 см.

Происхождение: пост. в 1918 из ГМФ. Ранее: собр. князей Кочубей в Петербурге; собр. великой княгини Марии Николаевны на вилле Кварто близ Флоренции.

Инв.№ГЭ5525

Модель не идентифицирована. Щербачева (1961) высказала предположение, что представлена Эмилиа Пиа де Монтефельтро (1471–1528), принадлежавшая к гуманистическим кругам при урбинском дворе. Однако никаких доказательств, подтверждающих справедливость такого суждения, нет. До начала XX в. автором произведения считали Рафаэля. Как работа Рафаэля со знаком вопроса картина вошла в каталог выставки «Старые годы » (1908). Липгарт (1908), высоко оценивший портрет, в котором увидел «зарю золотого века… кульминационную точку Возрождения», отверг авторство Рафаэля в пользу флорентийского мастера Пьеро ди Козимо. Той же точки зрения позднее придерживалась Баччи (1966). Мнение Липгарта разделял Л. Вентури (1912), вопреки тому, что, по его словам, некоторые исследователи поддерживали атрибуцию Ридольфо Гирландайо. В Эрмитаже была принята точка зрения Щербачевой (1961), нашедшая отражение в Кат. 1958 и Кат. 1976 и 1994. Она сочла автором портрета Лоренцо Коста на основании увиденного ею сходства между изображенной на эрмитажной картине и образами в таких произведениях мастера, как «Мадонна на троне и члены семьи Бентивольо» (церковь Сан Джакомо Маджоре, Болонья), «Обрезание Христа» (Картинная галерея, Берлин), «Портрет Изабеллы д’Эсте» (Лувр, Париж) и др. Щербачева датировала «Женский портрет» 1500–1506. Однако сомнения, высказанные в правильности такой атрибуции в свое время еще Брауном (1966) и особенно Б. Сеччи (см. каталог выставки: 2006– 2007 Mantova), заставляют отнестись к имени Коста с большей осторожностью. Браун отметил сильную тосканскую ноту, возникшую, по его мнению, из-за знакомства автора эрмитажной работы с так называемой «Muta» («Немая») — портретом Рафаэля 1506–1507 (Палаццо Дукале, Урбино). Сеччи поместила картину в каталог выставки «Андреа Мантенья» (2006–2007) как приписываемую Лоренцо Коста. Но в аннотации исследовательница настаивает на том, что автора работы следует искать среди умбро-тосканских мастеров, и видит связь эрмитажной работы с такими портретами Рафаэля, как «Дама с единорогом» (Галерея Боргезе, Рим), «Маддалена Дони» (Галерея Палатина, Флоренция) и упомянутая выше «Muta». Она же считает, что, судя по характеру одежды, портрет не может быть датирован ранее 1506. В том, что создателем петербургской картины вряд ли мог быть сам Лоренцо Коста, автора данного каталога убедило сопоставление двух женских портретов, экспонировавшихся на упомянутой выставке «Андреа Мантенья» в Мантуе, — эрмитажного и из Галереи искусств Курриер, Манчестер, Нью-Гемпшир. Манера живописи с формой, проработанной легким, ощутимым мазком, создающим своеобразный, гладкий, «эмалевый» инкарнат в портрете из Манчестера, отличается от плотной живописи петербургского произведения с подчеркнутыми акцентами света на лице дамы. Действительно, тосканские черты в определенной степени ощутимы в этой прекрасной работе. В то же время скупость изобразительных приемов, некоторая жесткость, нейтральный фон, акцентирующий внимание на образе, поворот головы, взгляд, устремленный в сторону, — все это не противоречит и приемам мастеров феррарской школы. Считаю возможным оставить предположительную атрибуцию — приписывается Лоренцо Коста.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024