Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 20:39
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная луи галлеРегистрацияВход
Меню сайта

 

государственный эрмитаж

ЛУИ ГАЛЛЕ

Хорватский часовой на посту в Аграме.1854 г.

Справа внизу подпись и дата: Louis Gallait Paris 1854

Холст, масло.

Размеры: 166 - 109 см.

Поступила в 1922 из МАХ. Ранее: собр. графа Н. А. Кушелева- Безбородко в Петербурге (с 1862 по завещанию владельца — в МАХ). В 1929 выдана в «Антиквариат»; возвращена в 1931.

Инв. № ГЭ 3836

Аграм (современный Загреб) в середине ХIХ в. входил в так называемую «Военную границу», упраздненную в 1881, население которой имело военную организацию и подчинялось австрийскому правительству. Хорватские (кроатские) пограничные батальоны играли важную роль в австрийской армии. Этнографические мотивы, передающие особенности национального облика и экзотического костюма, в середине XIX в. были очень популярны. Именно это отмечалось прежде всего современной критикой: «Персонаж, одухотворенный изяществом, энергией и поэзией, стоит в ряду эпических разбойников, созданных современными писателями. Такими Байрон и Шиллер представляли себе своих ярких героев, добровольно поставивших себя вне общества, рассчитывая лишь на свои сабли и винтовки. Хорват, чья мужественная красота подчеркнута богатством живописного костюма и рядом с которым мы так жалки, подобен героям иллирийских и боснийских гузла [героических песен], служивших образцами для Сбогара [герой романа Ш. Нодье, далматский вождь шайки разбойников] и Карла Мора [Ф. Шиллер, «Разбойники»]» (Joly 1857). 5 ноября 1851 А. Стевенс в письме князю А. М. Горчакову сообщал, что приобрел у Галле четыре картины, в том числе «Хорвата» и «Тассо» (ГАРФ. Ф. 828. Оп. 1. Д. 695. Л. 76). Вероятно, речь шла о только что начатых картинах, купленных на мольберте. В различных изданиях картина называлась «Кроат с собакой », «Черногорец», «Славонец». Одна из самых известных и часто копировавшихся картин Кушелевской галереи. Копию студента Академии художеств И. Е. Репина купил конференц-секретарь Академии П. В. Исаев (Репин 1937. С. 295).

Семья рыбака.1848 г.

Справа внизу подпись и дата: Louis Gallait 1848

Дерево, масло.

Размеры:40 - 31,5 см.

Поступила в 1923 через ГМФ. Ранее: собр. князя А. М. Горчакова; собр. его сына князя К. А. Горчакова в Петербурге.

Инв. № ГЭ 5390

В 1848 Галле в Бланкенбурге (с 1840 — популярный курорт на побережье северо-восточнее Остенде) видел повседневную жизнь рыбаков. Сделанный, возможно, с натуры в начале 1848 рисунок цветными карандашами «Рыбак с ребенком» (Bailly 1987. N 375) стал основой эрмитажной картины. Галле литографировал ее для обзора брюссельского Салона 1848 (Roy, Decams 1848) и для альбома «Коллекция литографий с работ лучших художников современности» (L’Art moderne 1850). Не исключено, что интерес Галле к этому мотиву стимулировал успех картины «Рыбаки в Бланкенберге» дюссельдорфского художника А. Ахенбаха на выставке в Антверпене в 1848 (J.A.L. 1848. P. 56). А. М. Горчаков купил картину за 4000 франков в октябре 1848 у брюссельского маршана А. Стевенса.

Последние минуты графа Эгмонта (Эгмонт перед казнью).1848 г.

Справа, на подножье распятия, подпись и дата: L. Gallait 48

Дерево, масло.

Размеры: 33,5 - 40,5 см.

Поступила в 1923 через ГМФ. Ранее: собр. князя А. М. Горчакова; собр. его сына князя К. А. Горчакова в Петербурге. В 1929 выдана в «Антиквариат»; возвращена в 1931.

Инв. № ГЭ 6855

Граф Эгмонт Ламорал принц Гаврский (1522–1568) — герой борьбы Нидерландов с испанским владычеством. Казнен в Брюсселе 5 июня 1568. Смертный приговор Эгмонту (у окна на площадь, где возводится эшафот) принес ночью перед казнью его духовник епископ ипернский Мартин Ритхов (в кресле). Триумфальное путешествие в 1842 по Германии колоссальной (485 × 683) картины Галле «Отречение Карла V» (Музей изящных искусств, Турне) значительно повлияло на развитие немецкой исторической живописи (Teichlein 1853) и сделало бельгийского мастера в Германии одним из ведущих современных художников. Не удивительно, что берлинский банкир И. Х. Вагенер (его знаменитое собрание в 1861 стало основой Национальной галереи в Берлине) предложил Галле 10 000 франков «за картину, которую Вы напишете для меня. Ее размеры, сюжет и число персонажей оставляю на Ваш выбор. Главное, чтобы у меня была Ваша работа» (Josse 1848. P. 290). Выбор сюжета немецкому заказчику казался очевидным — в Германии самым известным персонажем нидерландской истории благодаря трагедии Гёте был граф Эгмонт. В Бельгии в первые годы после революции 1830 имя Эгмонт олицетворяло патриота, восставшего против деспотизма, и возвысилось до масштаба национального символа, но уже в середине века многократно тиражируемого героя встречали с насмешкой: «Гибель графов Хорна и Эгмонта столь часто изображалась, что три года назад мы предлагали взимать пятьдесят франков с всякого мазилы, который провинится перед Эгмонтом или Хорном» (Joly 1857. P. 99). Не избежал этого и «Эгмонт перед казнью» (171 × 205) Галле в брюссельском Салоне 1848: «Не было ни одного буржуа из Либерального объединения, который, остановившись перед прекрасной картиной, не сказал бы своей супруге: „Посмотри, моя козочка, на бедного графа Эгмонта, либерала времен испанцев, которого клерикалы приговорили к смерти за его политические убеждения“» (Joly 1857. P. 28). Однако зрители приняли картину с восторгом и требовали введения специальных таможенных правил, препятствующих вывозу за границу подобных шедевров (Bailly 1973. Vol. 1. P. 198). Европейский успех картины и желание коллекционеров иметь хотя бы уменьшенный ее вариант обусловили появление нескольких авторских повторений, отличающихся лишь размерами и отдельными деталями. А. М. Горчаков купил картину в 1851 за 6000 франков.

Тассо в темнице.1853 г.

Слева внизу подпись и дата: Louis Galle Paris 1853

Холст, масло.

Размеры: 212 - 139 см.

Поступила в 1931 из «Антиквариата». Ранее: галерея Г. Куто в Брюсселе; собр. М. И. Якунчикова в Петербурге; собр. Александра III (его кабинет в Аничковом дворце).

Инв. № ГЭ 7449

Торквато Тассо (1554–1595) — итальянский поэт. «Картина воскрешает в нашей памяти годы, проведенные Тассо в Ферраре. В 1570 он бежит из Турина и приезжает в Феррару как раз в то время, когда праздновали свадьбу Альфонса д’Эсте и Маргариты Гонзаго. Тассо просит аудиенции у герцога, но ему в ней отказывают. Вечером 11 марта у Корнелио Бенжинвольи, главнокомандующего войсками герцога, он разразился отчаянной руганью, а затем, представившись ко двору, впал в такое бешенство, что его принуждены были связать и отвести в приют св. Анны, где он был посажен на цепь. Через несколько дней его перевели в удобное помещение и, зорко за ним наблюдая, ему приносили кушанья от герцогского стола. Придворные и его друзья могли иногда его навещать. Монтень, заехавший в Феррару в 1509, посетил его в его убежище, где Тассо провел семь лет» (Прахов 1903). Романтическая легенда причиной несчастий поэта считала его любовь к феррарской принцессе Элеоноре — справа на доске стола вырезано незаконченное имя «Eleo». Из многочисленных картин, посвященных образу Тассо, наиболее известна «Тассо в госпитале св. Анны» (1825) Э. Делакруа, воспетая Ш. Бодлером: Так вот за долгий труд твоя, поэт, награда: Решетка твердая и подземелья лед. Борьба закончена… Воспламененным взглядом Он видит бездну ту, куда он упадет. (Перевод М. Аксенова) В 1836 Галле показал в парижском Салоне картину «Монтень навещает Тассо в приюте душевнобольных в Ферраре», сознательно соперничая с Делакруа (Hymans 1906. S. 35), но перегруженная деталями композиция превратила трагическую коллизию в жанровую мело-драматическую сцену. Эрмитажный «Тассо» гораздо ближе бодлеровской трактовке — главным стал романтический конфликт гения с сильными мира сего. При кажущемся благополучии жизненного пути Галле эта тема, очевидно, его волновала — в 1865 он повторил ее в картине «Христофор Колумб в тюрьме» (Bailly 1987. N 278). Реакция на картину в парижском Салоне 1853 была различной. В. Жоли (1857), защищая Галле от «несправедливых атак французской прессы», утверждал, что художник «проявил себя глубоким мыслителем, безупречным рисовальщиком, способным проникнуть в самые болезненные тайны человеческой души». Немецкая критика считала, что «Тассо» интересен всего лишь «очевидной виртуозностью техники, но не глубоким проникновением в духовный мир героя» (Müller 1860). Более всего осуждалась неудачная с точки зрения критиков имитация художественных приемов Рембрандта — чрезмерный контраст света и тени: «Певец освобожденного Иерусалима сидит в тюрьме, окутанный такой мглой, что едва различимы очертания изможденного тела и черты бледного лица. Но на его руки и на пол рядом с ним падает солнечный свет, и зритель с удивлением спрашивает себя, как рядом с таким светом может возникнуть подобная мгла» (Pariser Kunstausstellung 1853). Самым ядовитым был отзыв Надара (1853), сопровождаемый карикатурой — на черном фоне видны только руки: «Галле называют бельгийским Деларошом, что, пожалуй, справедливо. Его живопись солидна и обстоятельна, но лишена какой-либо индивидуальности. Привитые фрукты сладки на вкус, но хотелось бы иногда ощутить едкий привкус дичка. Ограничусь этим. Если скажу, что решительно не одобряю такую живопись, то вызову недовольство девяти читателей из десяти». Эту карикатуру вспоминал рецензент петербургской выставки 1861: «Весь свет, сосредоточенный на одних руках, скрещенных на коленях, составляет причудливость художника, которою была вызвана в свое время карикатура во французской „Иллюстрации“, где вся картина, кроме рук, покрыта черною краской» (Авдеев 1861). Несогласие «читателей» Надара, считавших Галле и Делароша величайшими живописцами своего времени, выразилось, в частности, в том, что при распродаже собрания ван ден Бергена в 1858 за маленький эскиз (19 × 14) к эрмитажной картине коллекционер Деро-Беккер заплатил значительную в то время цену — 800 франков (Revue 1858. P. 190). Мнение большинства зрителей передал К. А. Варнек: «Галле, и по идее, и по выбору сюжетов, и по исполнению, современник Гейне и последователь Шекспира. Его „Торквато Тассо в темнице“, его „Жена рыбака с детьми“, „Последние минуты Эгмонта“ все близки между собою. Все они выражают современные, родственные нам идеи, идеи доступные, понятные всем и каждому» (Варнек 1861). Рисунки и акварели композиции систематизированы в диссертации Бальи де Тиллегема (1973). Эскиз (26,5 × 44), хранящийся в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе (Musée 1984. P. 235), ошибочно считался эскизом к картине 1836. В каталогах выставок в 1853 в Генте и в 1854 в Брюсселе указано, что картина принадлежит известному брюссельскому галеристу Густаву Куто. В 1861 она была в собрании М. И. Якунчикова, при распродаже которого в 1869 ее купил за 6500 рублей цесаревич Александр Александрович (с 1881 — Александр III).

Портрет А. А. Половцова.1870 г.

Слева внизу подпись и дата: Louis Gallait Bruxelles août 1870

Дерево, масло.

Размеры: 88 - 69 см.

Поступила в 1941 из ГМЭ. Ранее: собр. А. А. Половцова в Петербурге; после 1917 — в ГРМ.

Инв. № ЭРЖ 1006

Александр Александрович Половцов (1832–1809) — государственный секретарь, статс-секретарь Александра III (1883–1892), член Государственного совета. Один из основателей «Русского исторического общества», издатель «Русского биографического словаря». Меценат и коллекционер. В 1870 Половцов сопровождал великого князя Владимира Александровича (с 1876 президент Академии художеств) в заграничном путешествии, в программу которого входил осмотр музеев, частных собраний и знакомство с художниками, в частности с Галле, которого в России прекрасно знали — в московских и петербургских собраниях было более десяти его работ. «Говоря об артистах современных, невольно прежде всего произносишь имя Галле. Высоко почитая его талант, великий князь не замедлил посетить его мастерскую» (Половцов 1871. С. 89). В путевом дневнике Половцова записаны обстоятельства создания эрмитажного портрета: «Брюссель. 13 июля. Мастерская Галле <…> 16 июля. Визит Галле, которому заказываю картину для великого князя. Он берется нарисовать мой портрет. <…> 28 июля. Первый сеанс у Галле с 10 до 2. Любезный старик все время рассказывает анекдоты. <…> 29. 10–2. Опять у Галле. <…> Анекдоты. Шеффер [художник Ари Шеффер (1795–1858)] с Леопольдом королем бельгийским». 30 и 31 июля Половцов позировал более четырех часов, и художник, опытный в общении с заказчиками, так же развлекал его «анекдотами» — воспоминаниями о том, как король вызвал Галле из Франции и пятнадцать лет не давал ему работы, об О. Верне, П. Делароше, А. Дюма и др. В мае 1871 Половцов еще раз был у художника: «Галле страшно постаревший, больной» (ГАРФ. Ф. 583. Оп. 1. Д. 8. Л. 90– 92, 95). О картине, заказанной великим князем Владимиром Александровичем, сведений нет.

Последние минуты графа Эгмонта (Эгмонт перед казнью).

Слева внизу подпись: Louis Gallait

Дерево, масло.

Размеры: 65 - 78 см.

Поступила в 1922 из МАХ. Ранее: собр. графа Н. А. Кушелева- Безбородко в Петербурге (с 1862 по завещанию владельца — в МАХ).

Инв. № ГЭ 3835

Авторское повторение картины

Семья рыбака (Ожидание).1855 г.

Слева внизу подпись и дата: Louis Gallait 1855

Холст, масло.

Размеры: 151 - 110 см.

Поступила в 1918 из Зимнего дворца. Ранее: Ферма в парке Александрия в Петергофе; Екатерининский дворец в Царском Селе.

Инв. № ГЭ 6135

Для картины Галле использовал акварель (1835) и рисунок (1844) «Женщина на берегу моря с ребенком на руках» (Bailly 1987. N 373, 374). Сире (1887) в некрологе Галле утверждал, что «Ожидание», заказанное в 1843 Николаем I, написано в 1845. В действительности картина была закончена в начале 1855, о чем сообщала газета в Турне: «Галле только что окончил „Ожидание“, которому суждено стать одним из самых прекрасных произведений великого мастера. Черное небо, бурное море, неистовый ветер. На берегу сидит мать, ее взгляд обращен вдаль. Она с тревогой ждет возвращения мужа, отважного моряка, судно которого еще не видно. Ребенок спит у нее на коленях, несмотря на буйный шум бури. Старший сын пытливо ищет во мгле желанный парус. Эта женщина — прекрасное и мощное создание, с характерными чертами лица, с загаром на щеках, с огнем в очах, говоря поэтически. Нельзя не восхититься ее сдерживаемыми эмоциями. Наверно, никогда художник не достигал такой наглядности и точности, никогда так не волновал нас. Все, видевшие великое произведение великого мастера, сожалели о том, что оно не было представлено на грандиозной выставке в Париже [Всемирная выставка 1855], где оно подтвердило бы почетное положение, которое Бельгия сумела завоевать себе в мире искусств. К сожалению, эта великолепная картина исчезла за границей. Торопясь насладиться ею, счастливый покупатель увез ее, не дав нам возможности и времени налюбоваться ею» (Bailly 1987). Картину увез немецкий маршан Cаксе. В 1855 она была выставлена в его берлинской галерее. Известный историк искусства В. Любке (1855) сравнивал героиню картины с образами, созданными знаменитой французской актрисой Рашель на сцене. Композиция была гравирована Фольманом. Картину купила императрица Мария Александровна за 5056 рублей (РГИА. Ф. 540. Оп. 1. Д. 145. Л. 4). В августе 1858 ее было приказано отправить «из Гостиной на Ферме [в Петергофе]… в Эрмитаж, сделать раму и выставить дней на 15 в Академии художеств» (РГИА. Ф. 469. Оп. 8. Д. 1815. Л. 4). Затем картина находилась в Лионской комнате Екатерининского дворца в Царском Селе, что можно видеть на акварели Л. Примацци «Лионская комната в Большом Царскосельском дворце» 1878 (Государственный музейзаповедник «Царское Село»). Хотя картина находилась в закрытых для публики личных дворцовых помещениях, ее хорошо знали по выставкам в Петербурге и Москве и неоднократно копировали. Только в 1860-е разрешение на это получили художники Сверчков (РГИА. Ф. 487. Оп. 8, Д. 6276), Свешников (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 5. 1864. Д. 12. Л. 29, 38), Н. Дмитриев (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 5. 1865. Д. 9. Л. 19), Н. Матюнина и Я. Шарвин (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 5. 1869. Д. 14. Л. 2, 3, 5, 28, 31). В 1891 и 1898 на выставках в Петербурге экспонировалась картина Галле «Жена рыбака» из собрания Родоконаки (Указатель 1891. № 57; 1898 Петербург. № 56). Вероятнее всего, это была картина «Бедная мать», выставлявшаяся с таким названием в Петербурге уже в 1861 (1861 Петербург. № 282).

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024