Искусство. Национальные школы живописи.
Среда, 12.05.2021, 20:31
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная никколо ди сеньяРегистрацияВход
Меню сайта

 

эрмитаж

НИККОЛО ди СЕНЬЯ

Апостол Андрей. Ок.1340 г.

Часть полиптиха.Два фрагмента вмонтированы в двухарочное обрамление. Места утрат обрамления замастикованы и грубо записаны. Утраты живописи на фоне и нимбах святых. В центре старая трещина, скрепленная в свое время накладной планкой, от которой остались следы прорези.

Дерево, темпера.

Размеры:28-20 см.

Пост. в 1910г. из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865- собр. К.-А.Бейне в Петербурге; до 1897- Музей Академии художеств, Петербург; до 1910- РМ, Петербург.

Инв.№ГЭ2470

 

Святой Франциск. Ок.1340 г.

Часть полиптиха.

Дерево, темпера.

Размеры:28-21 см.

Пост. в 1910г. из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865- собр. К.-А.Бейне в Петербурге; до 1897- Музей Академии художеств, Петербург; до 1910- РМ, Петербург.

Инв.№ГЭ2471

Эрмитажная доска — фрагмент полиптиха. Справа представлен св. Франциск, опознающийся по монашеской рясе его ордена и стигмату, виднеющемуся на груди, в прорезе рясы. Книга в руках святого слева — единственный атрибут, по которому трудно определить имя изображенного. В каталоге выставки 1922 он назван св. Иоанном, в каталоге выставки 1989 — апостолом Павлом. Но скорее всего, представлен апостол Андрей: в Национальной галерее Лондона хранится фрагмент полиптиха Уголино ди Нерио (Уголино да Сиена) с фигурами св. Варфоломея и апостола Андрея, последний иконографически совпадает с изображением святого на эрмитажной доске. Это тот же тип седовласого старца с усами и бородой. В его левой руке, прикрытой плащом, — книга, которую он придерживает правой рукой. Одежда зеленого цвета, но плащ коричневый (на петербургской картине — зеленый). Имя святого написано на фоне справа. При поступлении в Эрмитаж фрагменты полиптиха считались работой неизвестного флорентийского мастера XIV в. На выставке 1922 экспонировались как произведение неизвестного тосканского художника первой половины XIV в. В Кат. 1958 и 1976 включены под именем Уголино да Сиена — очевидно, была учтена атрибуция Лазарева (1959), считавшего возможным приписать картину этому мастеру. Более справедливым представляется мнение М. Лаклотта (устно): он назвал автором фрагментов Никколó ди Сенья. Возможно, «Апостол Андрей» и «Св. Франциск» входили в состав алтаря, части которого находятся в разных собраниях мира. Алтарь был реконструирован Кур -Ахенбах (см.: Coor-Achenbach 1955. P. 78–90). По ее мнению, центральной частью полиптиха была «Мадонна с Младенцем» (Фондационе Чини, Венеция), по обеим сторонам которой помещались по две доски с полуфигурными изображениями святых — слева «Св. Виталий» (Художественная ассоциация галерей, Атланта, Джорджия) и «Св. Лючия» (Музей искусств Уолтерс, Балтимор); справа — «Св. Варфоломей» (Национальная пинакотека, Сиена) и «Св. Екатерина» (Художественная ассоциация галерей, Атланта, Джорджия). Над каждым святым во втором ряду находились, соединенные по два, небольшие полуфигурные изображения. О том, как выглядела отдельная створка в целом, можно судить по композиции «Св. Варфоломей, Иоанн евангелист и св. Николай (Национальная пинакотека, Сиена; инв. № 37; 118 × 44). В каталоге пинакотеки эта створка числится работой неизвестного сиенского художника ок. 1320 (см.: Torriti 1977. P. 84). По мнению Кур-Ахенбах, «Св. Лючия» могла быть соединена с изображениями Иакова Старшего (собр. Ван Хеекс Хееренберга, Нидерланды) и Иоанна Крестителя (ранее: собр. А. Келлера, Нью- Йорк), а «Св. Виталий» — со «Св. Домиником» (ранее: собр. А. Келлера, Нью- Йорк) и «Марией Магдалиной» (собр. Ван Хеекс Хееренберга, Нидерланды). Следуя реконструкции Кур-Ахенбах, можно предположить, что со «Св. Екатериной» могли быть соединены «Апостол Андрей» и «Св. Франциск» из собр. Эрмитажа: фрагмент совпадает по размерам с другими досками — полуфигура одного святого (28 × 20), две эрмитажные полуфигуры (28 × 41). Аналогичны композиция, расположение святых, их трактовка. Подчеркнутые складки вдоль крыльев носа и около губ персонажей, которые можно отметить и на лицах святых, представленных на эрмитажных фрагментах, Ос (Os 1972. P. 78–82) считал одной из характерных черт манеры Никколó ди Сенья. Дата создания алтаря, предложенная Кур-Ахенбах, — ок. 1340 — может быть принята и для «Апостола Андрея» и «Св. Франциска».

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021