Искусство. Национальные школы живописи.
Понедельник, 25.11.2024, 17:21
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная поль гогенРегистрацияВход
Меню сайта

 

государственный эрмитаж

ЭЖЕН АНРИ ПОЛЬ ГОГЕН

Женщина, держащая плод (Eu haere ia oe ) 1893

Холст, масло. 92.5x73.5 см.

Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948, ранее собрание И.А.Морозова, Москва.

Инв.№ ГЭ9120

 

Картина относится к таитянскому периоду творчества Гогена. Она была исполнена в Полинезии, куда художника привела романтическая мечта о естественной гармонии жизни. Экзотический, полный таинственности мир, не похожий на Европу. Впечатления от ярких красок и буйной растительности Океании, от облика и быта таитян стали для живописца источником вдохновения.
В обыденном эпизоде из жизни островитян художник видит воплощение вечного ритма жизни, согласия человека и природы. Стоящая на первом плане таитянка с плодом в руке - Ева этого туземного рая.
Отказавшись от правил традиционной живописи, а затем и от импрессионистической манеры, мастер создал собственный стиль. Уплощенность пространства, ритмические повторы линий, форм и цветовых пятен, чистые краски, положенные крупными массивами, создают повышенный декоративный эффект.

Беседа (Les Parau Parau) 1891
Холст, масло.

Размеры: 70.5x90.3 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948, ранее собрание И.А.Морозова,Москва.

Инв.№ ГЭ8980

Беседа1891.jpg

 

Картина была исполнена в Полинезии, куда Гогена привела романтическая тяга к миру, не похожему на Европу и сохранившему естественную гармонию. Надпись, сделанная художником на холсте, переводится с языка островитян как "слова, слова" или "сплетни". Сидящие кружком женщины заняты беседой, но будничность сюжета не мешает ощущению таинственности происходящего. Художник не столько изображает конкретную реальность, сколько создает образ вечного мира с неизменным течением жизни. Экзотика таитянской природы - органичная часть этого мира. Пройдя через период импрессионизма, Гоген уходит от этого метода и вырабатывает свой индивидуальный стиль. Создавая звучные сочетания цветовых пятен, используя ритм линий и упрощая пространство, мастер добивается подчеркнутой декоративности холста.

Женщины на берегу моря (материнство) 1899
Холст, масло.

Размеры: 95.5x73.5 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948, ранее собрание С.И.Щукина.

Инв.№ ГЭ8979

Женщины на берегу моря1899.jpg

 

Месяц Марии (Te avae no Maria)1899
Холст, масло.

Размеры:96x74.5 см
Поступ. в 1930г.,ранее собрание С. И.Щукина в Москве.

Инв.№ ГЭ6515

Месяц Марии1899.jpg

 

Картина была написана в Полинезии, в последние годы жизни Гогена, прошедшие на острове Таити. Главная тема произведения - цветение весенней природы. В дохристианской Европе на начало мая приходились языческие праздники, посвященные ее пробуждению. В католической церкви майские службы связаны с культом девы Марии. Естественные ритмы жизни воплощены на полотне в гармонии линий и красок, рожденной впечатлениями художника от экзотического мира Океании и от древних восточных культур. Желтый цвет - особенно значимый в восточном искусстве. Поза женщины напоминает фигуру с рельефа храма на острове Ява, а ее белое одеяние - символ чистоты и у христиан, и у таитян. Воображение художника, соединив разные религиозные представления и верования, создало образ первозданной жизни

Идол 1898
Холст, масло.

Размеры: 73.5x92 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948, ранее собрание С.И.Щукина.

Инв.№ ГЭ9121

Идол1898.jpg

 

В картине, написанной на острове Таити, изображен таинственный экзотический мир. Идол - его органичная часть. Это не столько изваяние, сколько загадочное существо - воплощение жизни, не тронутой цивилизацией. Силуэту фигуры вторят напряженные изгибы стволов деревьев. Сумрачный колорит усиливает тревожность настроения. Образ этого идола неоднократно появлялся в творчестве Гогена. Художник назвал его Овири (Дикарь). Овири - символ смерти и плодородия. В идоле много общего с полинезийской богиней Луны, Хиной, которой поклонялись островитяне. В этом существе воплощены силы природы, созидающей и убивающей. В Полинезию Гогена привела романтическая мечта о естественной, первобытной жизни. Идол - воплощение одной из волнующих тайн этой жизни.

Две сестры (Piti Tiena) 1892
Холст, масло.

Размеры: 90.5-67.5 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.

Инв.№3КР 522

Две сестры1892.jpg

 

Две таитянки, девочки, сестры - пожалуй, лучшие образы детей в гогеновской живописи, навеянные, возможно, воспоминанием о собственной младшей дочери. Загадочно-условный пейзажный фон этого полотна контрастирует с целостным силуэтом детских фигур. Благородная простота и монументальность соединились здесь с деликатностью и даже беззащитностью, свойственной детству. Глядя на эту картину, невольно вспоминаешь высказывание Гогена о "женщинах-девочках", у которых в глазах, пронзительных и чистых, в удивительной неподвижности есть нечто древнее, возвышенное, религиозное.

Букет .1884
Холст, масло.

Размеры: 65.3x54.5 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.

Инв.№ЗКР 510

Букет1884.jpg

 

Несколько сумрачное настроение "Букета" можно объяснить тяжелой жизненной ситуацией, в которой оказался художник в это время. Красные пятна ягод рябины легко принять за соцветия. Они красивы, но вносят в картину тревожную ноту. Гоген не стремится к ботанической точности и его не заботит передача объемности, материальности каждой ягодины. Окраска рябины передана совершенно точно, но цвет здесь служит скорее показателем душевного состояния художника. Темный фон, смутные отражения в зеркале - все это соответствует общему настроению картины. Вместе с тем перекличка округлых очертаний вазы, столешницы и зеркала призвана подчинить тревожные ноты общему гармоническому замыслу.

Младенец (Рождество) 1896
Холст, масло.

Размеры: 67x76.5 см
Источник поступления в музей: Государственный музей изобразительных искусств (ранее: собрание Д.И. Щукина) в Москве. 1931

Инв.№ГЭ6568

Младенец1896.jpg

 

Мужчина, собирающий плоды с дерева. 1897
Холст, масло.

Размеры: 92.5x73.3 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948, ранее С.И.Щукина, Москва.

Инв.№ГЭ9118

 

Картина была написана в Полинезии, ставшей для Гогена образом первозданной гармонии мира.
Романтическая мечта о естественной жизни воплощена в видении земного рая, в котором человек получает от природы необходимое, стоит лишь протянуть руки к плодам. В то же время дерево с плодами становится символом древа познания. Реальная сцена дала воображению художника толчок для философских размышлений.
Спокойное, естественное сосуществование человека, природы, животных подчинено вечному ритму законов мироздания. Этот ритм звучит в простых линиях, обобщенных цветовых пятнах, золотистом колорите произведения.

Пирога (Te vaa)1896
Холст, масло.

Размеры: 95.5x131.5 см
В коллекциях с 1948г., ранее собрание М.А.Морозова , Москва.

Инв.№ГЭ9122

Пирога 1896.jpg

 

Картина, исполненная в Полинезии, изображает семью островитян, но ее замысел восходит к полотну французского художника Пюви де Шаванна "Бедный рыбак". Романтическое воображение Гогена питали не только впечатления от Таити, но и произведения других мастеров, памятники древних культур. Сцена перенесена в иной, экзотический мир. Его медленным ритмам подчинены линии в картине. Поза туземца напоминает фигуры в древнеегипетских росписях: фронтальное изображение плеч и профильное - ног. Жест пьющего из кокосовой скорлупы таитянина приобретает ритуальный характер. К сожалению, краски картины претерпели необратимые изменения, из-за которых колорит утратил в некоторой степени первоначальное звучание.

Пейзаж с двумя козами (Tarari Maruru) 1897г.
Холст, масло.

Размеры:92.5x73 см

В музее с 1934г.Ранее собрание М. А.Морозова, Москва.

Инв.№ГЭ7707

Пейзаж с двумя козами1897.jpg

 

Картина была написана в Полинезии, где прошли последние годы жизни Гогена. Тема полотна связана, вероятно, с религиозными верованиями таитян. Обычаи, быт, верования туземцев сохранили естественную связь с природой. Все живое подчинено единому вечному ритму. Отказавшись от традиционных выразительных средств, Гоген выработал индивидуальную манеру, в которой передавал образы экзотического мира. Темный колорит придает произведению загадочность. Океания с ее девственной природой питала воображение художника, став для него олицетворением "земли обетованной". В картине воплощено одно из видений этого первозданного мира.

Подсолнечники 1901
Холст, масло.

Размеры: 73x92 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1931,ранее собрание С.И.Щукина, Москва.

Инв.№ГЭ6516

Подсолнечники1901.jpg

 

Ранний вечер (Taperaa Mahana)1892г.
Холст, масло.

Размеры:72.3x97.5 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.

Инв.№ЗК 533

Ранний вечер 1892.jpg

 

Женщины, усевшиеся поболтать в тени деревьев - деталь, отражающая особенности деревенской жизни на Таити: деревня просыпается после дневного зноя. В этой детали художник видел характерное воплощение замедленного ритма океанистской жизни. Таитянки Гогена неотделимы от природы, на фоне которой они представлены. Идущие женщины символизируют смену двух эпох на Таити: две таитянки справа приоделись в платья, представляющие собой курьезную смесь таитянской и европейской моды; третья таитянка, направляющаяся к хижине, одета в традиционную юбку. На первый взгляд, это чисто жанровая композиция, сотканная из различных подробностей повседневной жизни. Однако все ее детали не несут ощутимой жанровой занимательности. Главный акцент делается не на повествовательных соблазнах сюжета, а на суггестивной, внушающей силе чистого цвета.

Сцена из жизни таитян 1896
Холст, масло.

Размеры: 89x124 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1930, ранее собрание С.И.Щукина,Москва.

Инв.№ГЭ6517

Сцена из жизни таитян 1896.jpg

 

Картина была написана в Полинезии, куда Гогена привела мечта о первозданном мире.
Некий эпизод из жизни островитян исполнен таинственности. Возможно, что его участники следят за каким-то религиозным действием, оставшимся за пределами изображения. Вечерний час - это время священных ритуалов. Художник, изучавший древние культы туземцев, часто вводил в свои произведения мотивы и символы, связанные с верованиями маори. Позы некоторых персонажей напоминают фигуры с фриза Парфенона. Ощущая общность древних культур, мастер обращался к египетским и античным памятникам.
Образ изначальной естественной жизни живописец воссоздал в своей индивидуальной манере. Обобщённые пятна звучного цвета, уплощенность пространства, ритмические повторы линий создают великолепный декоративный эффект.

Таитянские пасторали 1892
Холст, масло.

Размеры: 87.5x113.7 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948, ранее собрание И.А.Морозова.Москва.

Инв.№ГЭ9119

Таитянские пасторали 1892.jpg

 

В картине, исполненной художником на острове Таити, воплощена идиллия естественной "первобытной" жизни. На поиски этой гармонии мира Гоген и отправился в Полинезию. Романтическая мечта соединилась с впечатлениями от экзотической природы, своеобразного облика островитян и их естественной грации, таинственных верований и обычаев. Одна из девушек-таитянок играет на флейте. Эту музыку туземцы посвящали богине Луны - Хине. В картине передан вечерний час, когда с заходом солнца начиналось время ритуальных танцев и музыки в честь Хины. Рядом с собакой - вероятно, сосуд для жертвоприношений (мелких птиц и т.п.), выдолбленный из тыквы.
Живописный строй картины - сочетания чистых красок, ритм линий и цветовых массивов - созвучен музыкальной теме.

Три таитянки на желтом фоне 1899
Холст, масло.

Размеры: 68x73.5 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1934, ранее собрание И.А.Морозова, Москва.

Инв.№ГЭ7708

Три таитянки на желтом фоне 1899.jpg

 

Картина были написана в Полинезии, где прошли последние годы жизни Гогена. Воображение художника, соединившее впечатления от Таити и от древних культур, создавало загадочные, насыщенные символами образы экзотического мира. Эти образы не всегда поддаются расшифровке. Возможно, и в данном произведении есть неразгаданный символический смысл. В то же время - это декоративная картина, в которой достигнута гармония цветовых пятен и ритмичных линий. В позах женщин - особая грация и пластика. Центральная из туземок напоминает фигуру, изображенную на рельефе храма Боробудур на острове Ява. Мир "дикарей" сохраняет ту естественную гармонию, которую утратила цивилизованная Европа.

У подножия горы 1892
Холст, масло.

Размеры:68x92 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948, ранее в собрании И.А.Морозова, Москва.

Инв.№ГЭ8977

Уподножия горы1892.jpg

 

Картина была исполнена на острове Таити, в Полинезии, привлекшей Гогена романтической экзотикой и гармонией естественной жизни. Известный путешественник Б. Даниельссон, видевший места, где работал художник, подчеркнул достоверность в передаче мотива: "Население так сократилось, что хижины стояли рядом. И, как на этой картине, редко можно было увидеть больше одного всадника или прохожего". Яркая, эффектная природа островов Океании передана обобщёнными пятнами звучных "пряных" красок. Большое дерево у подножия горы, ставшее главным компонентом этого пейзажа, изображено живописцем и в других произведениях. Со временем гора обрела в системе духовно-символических образов Гогена связь с таитянской богиней Луны Хиной.

У окна 1882
Холст, масло.

Размеры: 54x65.3 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.

Инв.№ЗКР 641

У окна 1882.jpg

 

Соединение предметов в этом натюрморте необычно, но, видимо, обусловлено не только логикой формальных сопоставлений, но и неким сюжетным замыслом. Вокруг лимона, яркого желтого пятна, строится вся композиция. Лимон нужен для приготовления грога, поэтому рядом появляется бутыль с вином, кусочки сахара, стакан с ложечкой и большая кружка. Художник не без иронии сопоставляет вычурную по форме бутыль с простой массивной кружкой, которая является самой приметной деталью картины. "У окна" отличается не только импрессионистической заинтересованностью в воспроизведении света, но и крепкой "построенностью".

Чудесный источник (Nave nave moe) 1894
Холст, масло.

Размеры: 74x100 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1931,ранее собрание И.А.Морозова, Москва.

Инв.№ГЭ6510

Чудесный источник 1894.jpg

Картина была создана в Париже, после первого путешествия Гогена в Полинезию. Экзотический мир Океании пленил художника согласием природы и человека, сохранившего первобытную естественность. В произведении воплотились и воспоминания о Таити и романтическая мечта о гармонии всего сущего. Образы таитянок символизируют различные стадии жизни. Юная островитянка с сиянием над головой, погруженная в сон, - воплощение девственной чистоты. Вторая девушка с плодом в руке готова вкусить от него, подобно Еве. В глубине пейзажа туземки пляшут вокруг идола - таинственного древнего божества. Исполнено полотно в характерном стиле мастера - чистыми красками, положенными обобщенными плоскими пятнами, которые, как и линии, подчинены единому ритму.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024