РИЧАРД ЭВАНС
Портрет С. Р. Воронцова.
Холст, масло.
Размеры: 142 - 111см. На холсте справа внизу черным: ВД (обведено в круг) и 603; на верхнем бруске подрамника мелом: 23, Рест 2241; на правом бруске черным: IV-Р. 86-60.
Происхождение: собр. князя М. С. Воронцова в Одессе; переходила по наследству; в 1920 пост. в ГЭ через ГМФ из особняка Е. А. Воронцовой-Дашковой в Петербурге.
Инв.№ ГЭ 5838
Изображен с лентой и звездой высшего из всех имевшихся у него российских орденов — Св. Андрея Первозванного. Вероятно, эрмитажный портрет — тот самый, который выставлялся в Королевской Академии художеств в 1828 (№ 220). В 1832 художник исполнил с него копию для внебрачного сына С. Р. Воронцова Дж. Бизли (1790–1876). В письме к сводному брату, М. С. Воронцову, написанному после смерти их отца в 1832, Бизли сообщал, что Эванс «вносил, как ему казалось, некоторые улучшения в картину, но в действительности отдалялся от дорогого сердцу оригинала, поэтому я умолял его сохранить изображение как можно более похожим на написанный с натуры портрет, принадлежащий леди Пембрук, который невозможно созерцать без ощущения, что находишься в присутствии нашего дорогого отца» (Cross A. G. Marginalia. An Anglo-Russian Medley: Semen Vorontsov’s Other Son // The Slavonic and East European Review. London, 1992. Vol. 70. N 4, October. P. 713). Из текста письма трудно понять, о каком конкретно изображении, принадлежавшем дочери С. Р. Воронцова Екатерине (с 1808 жена Джорджа Августа Герберта, 11-го графа Пембрука), идет речь. В каталоге картин собрания графа Пембрука в Уилтоне в настоящее время нет портрета С. Р. Воронцова работы Эванса, но есть портрет работы Т. Лоуренса, который, возможно, и имел в виду Бизли (Pembroke S. A Catalogue of the Paintings & Drawings in the Collection at Wilton House, Salisbury, Wiltshire. London, 1968)). В 1837, когда М. С. Воронцов отказал в официальном признании Джорджа законным сыном графа и не дал ему разрешения на изменение имени Бизли на «Джордж Воронцов» или «Бизли де Воронцов», Джордж писал леди Пембрук: «из-за Вас я не могу поместить Его Портрет в своем доме» (Cross. Ibid. P. 714). В собрании потомков Бизли сохранилась только гравюра с портрета, а местонахождение копии, исполненной для него в 1832, неизвестно. Поскольку эрмитажный портрет полностью соответствует гравюрам Ходжеса и Вегера, хочется верить, что он является оригиналом, оказавшимся в Одессе в собрании старшего сына и наследника графа С. Р. Воронцова, светлейшего князя М. С. Воронцова, хотя нельзя исключить, что такой же портрет оставался в Англии у леди Пембрук. Гипотетически Эванс мог исполнить три похожих портрета: для нее, М. С. Воронцова и Дж. Бизли. В 1855 портрет находился в доме М. С. Воронцова в Одессе — он упоминается в Описи, составленной библиотекарем князя, А. Гревсом: «Портрет Его Сиятельства Графа Семена Романовича Воронцова, сидящий (так!) на кресле в темном фраке с орденом Св. Андрея Первозванного с лентою через плечо и держащий (так!) в правой руке табакерку — писал Лоренцъ (Lawrence) » (Опись картинам Воронцовых 1855. № 3). Как работа Р. Эванса портрет вошел в списки картин, отобранных для выставки в Таврическом дворце (Список портретов 1904), и соответственно экспонировался в 1905 (1905 С.-Петербург). Однако при поступлении в Эрмитаж из собрания Воронцовых- Дашковых ошибочно был внесен в Опись 1859–1929 как работа Дж. Хейтера. Портрет был гравирован Т. Ходжесом и А. Вегером (Ровинский 1886– 1889. Т. 1. Стб. 539, 540). Копия, исполненная неизвестным художником XIX в., находится в Алупкинском дворце-музее в Крыму (инв. № Ж-40).