Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 08:07
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж ридольфо гирландайоРегистрацияВход
Меню сайта

 

РИДОЛЬФО ГИРЛАНДАЙО

Поклонение Младенцу Христу со святыми Франциском и Иеронимом. Нач.1510-х гг.

Холст (переведена с дерева), масло,темпера.

Размеры: 173-174 cм.

Пост. в 1782, приобретена у Т. Дженкинса в Лондоне при посредничестве И. Ф. Рейфенштейна.

Инв№ГЭ 89 

Ныне существующая атрибуция — Ридольфо Гирландайо — принадлежит Кроу и Кавальказелле (1864, 1914). Они сопоставили эрмитажное произведение с картиной «Рождество Христа», созданной Ридольфо для монастыря в Честелло и описанной Джорджо Вазари: «…он выполнил эту работу с большим старанием и усердием, изобразив Мадонну, которая поклоняется Христу, св. Иосифа и две коленопреклоненные фигуры, а именно св. Франциска и св. Иеронима. Он сделал также прекрасный пейзаж, очень похожий на местность Сассо делла Верниа, где св. Франциск получил стигматы, и над хижиной поместил поющих ангелов, вся картина очень красива по цвету и выразительна» (Vasari — Milanesi 1881. T. 6. P. 536). В примечании к этому тексту (nota 1) Миланези отметил, что после того, как монахи из Честелло уступили монастырь кармелиткам церкви Санта Мария деи Пацци, картина исчезла. Дату исчезновения произведения — 1628 — уточнил Холст (1974). При поступлении картины в Эрмитаж ее автором считали Перуджино. Ханд (1817) приписал работу Баччо Убертино, ученику Перуджино, а у Лабенского (1809), Шнитцлера (1828) и в Livret (1838) она числится работой самого Перуджино. В эрмитажных каталогах 1863–1909 нашло отражение мнение Вагена (1863), который счел создателем «Поклонения Младенцу» Франческо Граначчи. Боде (1882) разделял мнение Кроу и Кавальказелле. Липгарт (1910) также склонялся в пользу атрибуции Гирландайо, приведя в качестве аналогии подписное «Поклонение пастухов со св. Рохом и св. Себастьяном» Ридольфо, датированное 1510 (Музей изобразительных искусств, Будапешт). На основании этого сходства петербургское произведение также может быть отнесено к началу 1510-х. В каталоги Эрмитажа начиная с Кат. 1911 картина включена как работа Ридольфо Гирландайо. В настоящее время эта атрибуция общепринята. Согласно Холсту (1971), повторение хорошего качества проходило на аукционе «Кристи» 6 мая 1949 (лот 139) под именем Ридольфо. Тот же Холст (1971) сообщает, что до наводнения во Флоренции в 1966 в монастыре на прежнем месте находилась оригинальная рама от этой картины с датой на ней MDXIII.

Портрет старика. Около 1515 г.

Холст (переведена с дерева), масло.

Размеры: 61-50,5 см.

Пост. в 1850, приобретен на аукционе собр. нидерландского короля Виллема II в Гааге за 55 000 франков. Ранее: до 1844 — собр. барона Г. де Гаррио в Турине.

Инв.№ГЭ 104 

Считалось, что на портрете изображен неаполитанский поэт Якопо Саннадзаро (1458–1530), в подтверждение этому определению в Гаагу в отдельном ящике был доставлен его бюст. К сопроводительному письму прилагались заключения специалистов (в том числе Ж. О. Энгра и Г. Вагена), доказывавших авторство Рафаэля. С этой атрибуцией картина поступила в Эрмитаж и значилась в каталогах музея 1863–1909. Еще Боде (1882) отверг имя Рафаэля, назвав создателем портрета Буджардини. Л. Вентури (1912) счел портрет типичным произведением Бакиакки, сославшись при этом на мнения А. Вентури и Г. Фриццони. В эрмитажные каталоги 1911–1916 и 1958 картина включена как произведение Бакиакки. Впервые имя Ридольфо Гирландайо было предложено Бернсоном (1907). Позднее Маттеоли (1969) также высказалась в пользу авторства Гирландайо, приведя в качестве аналогий «Портрет Бернардо Содерини» (собр. М. Ротшильда, Лондон), «Портрет духовного лица» (Музей искусств в Вустере, Массачусетс), «Портрет Бернардо дель Неро?» (Национальная галерея, Лондон). В Кат. 1976 и 1994 картина вошла как работа Ридольфо Гирландайо. Установить, кто позировал художнику, не удалось. Идентификация модели с Якопо Саннадзаро была опровергнута еще Вагеном (1864). По стилю портрет может быть датирован ок. 1515. В издании «Altomani and Sons» (Maastricht 2003) ошибочно местом нахождения эрмитажного портрета названа Национальная галерея в Лондоне.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024