Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 19:07
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж содомаРегистрацияВход
Меню сайта

 

СОДОМА

Амур в пейзаже.Около 1530 г.

Холст (переведена с дерева), масло.

Размеры: 68-129 cм.

Поступило в 1926 г.,из Строгановского дворца-музея. Ранее: собр. Н. П. Дурново в Петербурге.

Инв.№ГЭ4163 

Амур представлен в виде маленького обнаженного мальчика, его возраст указывает на безрассудство любви, крылья за спиной — на божественное происхождение и одновременно непостоянство. В Описи Строгановского дворца 1922 автором картины числился Джулио Романо. Первым связь «Амура в пейзаже» со школой Леонардо да Винчи обнаружил Суйда (1929), поместив произведение под названием «Мальчик со стрелой» в список работ Больтраффьо и отметив, что оно известно ему только по фотографии. Суйда упомянул также, что Г. Фриццони и А. Вентури допускали участие Леонардо. Ныне существующая атрибуция была сделана Липгартом и поддержана А. Вентури (Кат. Липгарта). С именем Содомы картина вошла в Кат. 1958, 1976 и 1994. Авторство этого мастера подтверждается сравнением с такими его произведениями, как «Воскрешение Христа» (Музей Каподимонте, Неаполь), — ангел, сидящий на краю саркофага, напоминает своей позой эрмитажного амура. Такое же увитое плющом, узловатое дерево со сломанными ветвями, под которым сидит амур, повторяется в «Св. Себастьяне» (Галерея Палатина, Флоренция) и в «Поклонении волхвов» (церковь Сант’ Агостино, Сиена). Но особенно близок к эрмитажному путто амур, помещенный у ног Роксаны на фреске «Свадьба Александра Македонского с Роксаной» в зале Александра палаццо Фарнезина в Риме (1516–1517). На основании последнего сопоставления представляется, что «Амура в пейзаже» следует датировать не 1530-ми, как это делает И. С. Григорьева (Итальянская живопись 1964), а 1510-ми.

Леда. Начало 1510-х 

Дерево, масло.

Размеры: 53,3-37 cм.Доска слегка деформирована. Живопись не доходит до краев доски, что сделано с расчетом на накладную раму, в настоящее время отсутствующую. Живописная поверхность покрыта толстым слоем коричневых лаков. Многочисленные записи и тонировки, местами поверх кракелюра. Мастиковки на местах утрат. На обороте сургучная печать с монограммой под короной.

Пост. в 1945 в числе трофейных произведений, вывезенных из Германии после Великой Отечественной войны. Ранее: собр. Сан Виталли, Парма; в начале XIX в. — собр. графа Джованни Баттиста де Соммарива, Париж; в 1876 фигурирует в каталоге распродажи парижской коллекции Камиля Марсилля; в 1904 — в каталоге распродажи собр. Сомзе в Брюсселе; в 1929 выставлена на аукционе собр. Иозефа Кремера в Берлине.

Инв.№ЗК757

Наиболее распространенная версия мифа о Леде повествует о царской дочери и жене царя Спарты, ставшей возлюбленной Зевса, который принял облик лебедя. От этого союза родились, вылупившись из яйца, братья Диоскуры (Кастор и Полукс) и сестры (Елена и Клитемнестра). Количество детей и их имена варьировались. Леда представлена в рост, обнаженной, стоящей на берегу водоема. Она склоняет голову к лебедю, тянущемуся к ней клювом, обнимает его за шею правой рукой, а левой прижимает к бедру крыло птицы. За ними высится сухое дерево. В правой части композиции около ног Леды копошатся четыре младенца, появившиеся из яйца. На втором плане — гористый пейзаж и море. В собр. графа Соммарива (Cat. Sommariva 1839) картина считалась про- изведением Леонардо да Винчи, а в коллекции Марсилля (Cat. Marcille 1876) ее автором числился Содома. В аукционном каталоге собр. Сомзе (Cat. Somzee 1904) она вновь фигурирует как работа Леонардо, с указанием, что произведение соответствует тому описанию картины мастера, которое в 1625 было сделано в Фонтенбло Кассиано. Там же указано, что «Леда» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже 1900. В 1929 в аукционном каталоге собр. Кремера (Sammlung Cremer 1929) возвращена атрибуция Содоме. В предисловии к этому изданию Г. Фосс писал о картине как о «несомненной драгоценности собрания». А. Виццози (см.: Leonardo e il leonardismo 1983) указал, что одно время «Леда» (настоящее место нахождения ему не было известно) приписывалась Беккафуми. При поступлении в Эрмитаж в акте о приемке по непонятным причинам авторство обозначено как «копия с Содомы». «Леда» является несомненным оригиналом, отличающимся высокими художественными достоинствами, тонкой живописью, не противоречащей особенностям творчества Содомы. Гипотеза о существовании живописной версии «Леды» Леонардо да Винчи зиждется на сведениях в источниках XVI–XVII вв. Как и в отношении ряда других работ Леонардо, многие исследователи считают, что картина или картон с подобной композицией были утеряны. Сохранилось два собственноручных рисунка мастера из Винчи (Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам; собр. герцога Девонширского, Кастворт). В обоих случаях Леда представлена коленопреклоненной. Содома избрал другой тип — с Ледой, стоящей в рост, — достаточно распространенный среди последователей Леонардо. Архетипом в этом ряду является так называемая «Леда Спиридон» (Галерея Уффици, Флоренция). Многочисленные варианты подобной композиции приведены Виццози (см.: Leonardo e il leonardismo 1983). Существует вторая версия эрмитажной «Леды» (Музей Северной Каролины, Райли; инв. N GL.60.17.32; дерево, масло. 57,5 × 36,8). Наиболее крупные авторитеты — Бернсон, Фьокко, Лонги, Суйда — называли автором американской картины Содому. Шепли (1968) писала об этом произведении: «Сам ли Содома создал столь близкое повторение, или обе картины (речь идет об эрмитажном варианте, считавшемся утерянным. — Т. К.) написаны разными мастерами, этот вопрос остается открытым». Карли (Carli 1979. P. 56) датировал «Леду» из американского собрания 1512–1513. Судить о первичности одного из двух вариантов трудно. Они незначительно отличаются друг от друга по размерам и в деталях. На эрмитажной доске прическа Леды не украшена цепочкой с подвеской, форма куста справа от женщины более круглая, есть одна фигурка человека, погоняющего осла. Датировка началом 1510-х кажется вполне убедительной для петербургской версии: именно в это время Содому привлекают мифологические сюжеты, и существует стилистическая близость между «Ледой» и работами этого периода — такими, как «Лукреция» (Ландесгалери, Ганновер) и «Юдифь» (Национальная пинакотека, Сиена). В период нахождения «Леды» в коллекции графа де Соммарива ее неоднократно копировали в разных техниках. Миниатюра в технике эмали на меди (13,2 × 10,1) хранится в Галерее современного искусства в Милане. Автор — Джамбаттиста Джигола (1769– 1841). На реверсе пластинки — надпись: «Gigola / F / Per / Sommariva / Gran / Mecenate» («Джигола сделал для Соммарива, великого мецената»). Существуют еще две аналогичные миниатюры того же мастера, считавшего, что он копирует произведение Леонардо да Винчи (Leonardo e il leonardismo. P. 109).

СОДОМА, школа

Стигматизация и обморок святой Екатерины Сиенской.

Дерево, масло.

Размеры: 46-30 cм. Основа паркетирована. Имеются многочисленные трещины по всей поверхности. На обороте надпись: Sta Claira original de Correge de la collection (далее неразборчиво)… rubo a Parma (Св. Клара оригинал Корреджо из коллекции… в Парме).

Пост. в 1926 из Юсуповского дворца-музея в Ленинграде. Ранее: собр. князей Юсуповых в Петербурге; частное собр. в Парме (согласно надписи на обороте).

Инв.№ГЭ4974

Надпись на обороте картины свидетельствует о том, что автором считался Корреджо, а сюжет определяли как сцену из жития св. Клары. На самом деле представлена Екатерина Сиенская (Катерина Бениказа, 1347–1380), которая, согласно легенде, в 1375 молилась перед распятием в церкви св. Екатерины в Пизе и увидела, как от ран Христа тянутся кровавые лучи. Когда они коснулись Екатерины, она обрела стигматы и упала без чувств на руки монахинь (см.: Rèau 1958. Vol. 3. P. 276). По легенде стигматы св. Екатерины остались невидимыми, но для ясности сюжета художник изобразил на ее руках раны.Композиция в измененном виде заимствована из фрески Содомы «Стигматизация и обморок св. Екатерины Сиенской», выполненной художником в 1526 в капелле св. Екатерины в церкви Сан Доменико в Сиене. В эрмитажной картине несколько иные позы Христа и святой, которую вместо двух монахинь поддерживают три ангела; кроме того, нет колонны в центре. Композиция восходит к рисунку Содомы из собр. Британского музея в Лондоне (инв. № 1895.9. 15.764; серая бумага, черный мел, белила. 41,5 × 26,5); аналогичный лист, но с фигурами стоящих ангелов хранится в Кабинете рисунков Галереи Уффици, Флоренция. В каталоге Юсуповской галереи (1920) картина приписывалась Содоме. М. И. Щербачева (устно) определила ее как работу самого Содомы, и с этой атрибуцией произведение было включено в Кат. 1958 и Кат. 1976. Липгарт (Кат. Липгарта) считал, что картина выполнена кем-то из последователей Содомы. Мнение Липгарта подтверждается качеством живописи и наличием ряда аналогичных произведений художников круга Содомы. «Экстаз св. Екатерины Сиенской» (Галерея искусств Йельского университета, Нью-Хейвен. 56,8 × 41), по композиции соответствующий эрмитажной картине, в начале XX в. приписывался Беккафуми или его кругу, а в настоящее время считается работой последователя Содомы. Аналогичная композиция «Обморок св. Екатерины Сиенской» (собр. Монте дей Паски, Сиена; 44 × 33) также числилась работой последователя Содомы, а на выставке в Сиене 1980 экспонировалась как произведение Арканджело Салимбени (см.: L’Arte a Siena 1980. P. 52).

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024