Искусство. Национальные школы живописи.
Суббота, 23.11.2024, 02:21
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная томас лоуренсРегистрацияВход
Меню сайта

 

ТОМАС ЛОУРЕНС

Портрет Д. Х. фон Ливен.

Карандаш, сангина, мел на грунтованном холсте.

Размеры: 77 - 64 см.

Происхождение: в 1830 посмертная распродажа мастерской художника; собр. вел. кн. Николая Михайловича в Ново-Михайловском дворце в С.-Петербурге; в 1923 пост. в ГЭ через ГМФ.

Инв.№ОР-27319

Дарья (Доротея) Христофоровна фон Ливен (1785–1857), дочь генерала от инфантерии Х. И. Бенкендорфа, военного губернатора Риги, и Анны-Юлианы (урожденной баронессы Шиллинг фон Канштадт), близкой подруги императрицы Марии Федоровны. После смерти матери воспитывалась под патронажем императрицы Марии Федоровны. В 1800, по окончании Смольного института, вышла замуж за графа Х. А. фон Ливена, которому в 1826 был пожалован титул князя. В 1809– 1812 Х. А. фон Ливен занимал пост русского посла в Берлине, в 1812– 1834 — в Лондоне. Дипломатическая карьера мужа благоприятствовала страстному увлечению Д. Х. Ливен политикой, за что она получила прозвище «дипломатической сивиллы». Ее салон в Лондоне, позднее в Париже, где она поселилась после смерти двух сыновей и мужа, посещали видные государственные деятели, политики, историки, писатели. На протяжении ряда лет Д. Ливен вела активную переписку с князем Меттернихом, лордом Греем, до последних лет жизни была дружна с государственным деятелем и историком Ф. Гизо. Многие, но не все оказывались в плену ее очарования. Шатобриан так описывал княгиню: «Эта посредственная женщина, утомительная, сухая, все разговоры которой были посвящены лишь вульгарной политике. Наконец, она не располагала никакими знаниями и скрывала свое скудоумие обильными речами». Хотя считается, что живописные полотна художник писал сразу, непосредственно на холсте, без предварительных набросков, эрмитажный рисунок формально может восприниматься как этюд к портрету Дарьи Ливен (холст, масло, 47,6 × 40; Галерея Тейт, Лондон). Здесь тот же поворот головы, изящный изгиб длинной шеи, прическа с упругими завитками волос, то же выражение лица. От лондонского портрета этот виртуозный рисунок отличает поясное изображение вместо оплечного и значительно больший размер. Возможно, лондонский холст первоначально был того же или близкого к эрмитажному размера. Гарлик предположил, что этот «незаконченный» портрет был «возможно, вырезан из холста большего размера» (Garlick 1964). Манера исполнения обоих портретов, особенно карандашного, носит непринужденный, эскизный характер, что, впрочем, присуще многим работам мастера. Тот факт, что оба холста до конца жизни Лоуренса оставались в его мастерской и не были востребованы моделью, возможно, свидетельствует о намерении художника продолжить работу, внести исправления в нижнюю часть рисунка, лишь небрежно намеченного, изменить положение неловко согнутой в локте левой руки. Пометки в экземпляре каталога, хранящегося в библиотеке аукционного дома Кристи, свидетельствуют о том, что портрет продавался вместе с другими девятнадцатью рисунками Лоуренса во второй день распродажи его имущества 17–19 июня 1830 и был приобретен агентом С. Вудберном за 37-16-0 гиней. Его стоимость превысила цену других рисунков и эскизного портрета Доротеи фон Ливен (Галерея Тейт, Лондон), приобретенного в первый день распродажи — 18 июня 1830 (лот 75) за 28-7-0 гиней г-ном Пикоком. Поскольку начало работы над портретом маслом датируется 1812-м, когда супруги Ливен приехали в Лондон, эрмитажный рисунок логично отнести к тому же времени. Этой дате соответствует и возраст изображенной. Датировка рисунка 1823-м ошибочна, она возникла из-за механического перенесения даты гравюры резцом, исполненной У. Бромлеем (1769–1842) с рисунка Лоуренса и отпечатанной 1 июля 1823 (Ровинский 1886–1889. Т. 2. Стб. 1197).

Портрет С. Р. Воронцова.

Холст, масло.

Размеры: 76 - 63,3 см.

Собр. князя М. С. Воронцова в Одессе; переходила по наследству. В 1900 приобретена у М. В. Воронцовой и Н. А. Столыпина Николаем II и передана в Эрмитаж.

Инв.№ГЭ 1363

Семен Романович Воронцов (1744– 1832), граф (с 1797), известный дипломат, государственный деятель. С 1782 полномочный министр в Венеции, в 1784–1796 и 1801– 1806 российский посол в Великобритании. После выхода в отставку не вернулся в Россию и провел последние годы жизни в Ричмонде и Саутгэмптоне, где был избран почетным гражданином. Он всячески способствовал развитию благоприятных отношений между странами и установлению самых разнообразных контактов. В нем глубокая любовь к Родине сочеталась с восхищением английским образом жизни и государственным устройством. Одним из его крупнейших достижений было возобновление в 1793 торгового договора между Россией и Англией. Имя графа носит Воронцов-роуд в Лондоне. С. Р. Воронцов был автором «Записок о русском войске», «Записки о внутреннем управлении России», «Автобиографии». К моменту выхода в отставку он был кавалером всех русских орденов, но на портрете Лоуренса изображен лишь со звездой и лентой наиболее почетного ордена Св. Андрея Первозванного, пожалованного ему в 1798. Портрет поступил в Эрмитаж с неправильной атрибуцией Дж. Ромни (Опись 1859–1829), поскольку именно так его определяли наследники М. С. Воронцова — вдова его сына Семена Михайловича, М. В. Воронцова и ее сын от первого брака Н. А. Столыпин (1843– 1898), хотя на выставке в Таврическом дворце (1905 С.-Петербург. № 1041) он ошибочно значился под именем Реберна. Как работа Ромни вошел в каталоги Эрмитажа 1900– 1907, но уже в каталогах 1908–1916 проходил как произведение Лоуренса. Шмидт (1908), Бенуа (1911), Вейнер (1923) считали портрет работой Лоуренса. Гарлик включил его в свой первый каталог картин Лоуренса (Garlick 1954). В каталоге Эрмитажа 1958 был условно приписан Ромни. Кроль (Кроль 1969. С. 68–69) справедливо вернулась к имени Лоуренса как автора портрета. Кроме блестяще исполненного эрмитажного портрета, принадлежавшего сыну графа, Михаилу Семеновичу , существуют еще два аналогичных изображения С. Р. Воронцова: одно в собрании Пембрук в Уилтоне (Pembroke 1968. P. 24. N 40), другое в собрании Хью Теннанта в Лондоне (ранее у М. Даффа в Вэйноле, см.: Pembroke 1968. P. 24; Garlick 1989). Портрет из собрания Пембрук, который Гарлик считает оригиналом Лоуренса, был завещан графом С. Р. Воронцовым его дочери Екатерине (с 1808 замужем за Дж. Огастесом, 11-м графом Пембруком). Возможно, портрет в собр. Теннанта, скорее всего являющийся старой копией, предназначался для внебрачного сына С. Р. Воронцова Дж. Бизли. Можно предположить, что эрмитажный портрет и тот, что находится в Уилтоне, граф С. Р. Воронцов заказал одновременно в 1805–1807, и этим объясняется cлишком высокая для одного погрудного изображения цена в 220 фунтов стерлингов 10 шиллингов, указанная в списке картин и копий Лоуренса от 14 февраля 1806 «Список портретов и картин, исполненных Томасом Лоуренсом, эсквайром. Скопировано с отчета, исправленного г-ном Лоуренсом 14 февраля 1806» (составлен по запросу Томаса Куттса, когда Лоуренс был близок к банкротству) напротив фамилии графа Воронцова, стоящей в графе «для кого исполнено» (Garlick 1954. P. 71; Garlick 1964. P. 271. N 155). Тем не менее Гарлик (Garlick 1989) считает, что цена в данном случае может означать только то, что первоначально Воронцов заказал Лоуренсу портрет в рост. Миниатюрная копия работы неизвестного английского художника — в собр. Дж. Милиуса в Италии (Cagnola G. La mostra di miniature ventaglio a Milano // Rassegna d’Arte. 1908, Maggio. N 5. P. 87). Существует литография — анонимная, без даты, в обратную сторону (Кроль 1969. С. 69).

Портрет Э. Уэлсли-Поул (леди Реглан).

Дерево, масло.

Размеры: 76 - 63 см.

Происхождение: к 1905 в коллекции А. З. Хитрово, в 1912 пост. в Эрмитаж по завещанию владельца, внесена в Опись 1859–1929 только в 1916.

Инв.№ГЭ 3513

Эмили Хэрриет Уэлсли-Поул (1792–1881), дочь У. Уэлсли-Поула, 3-го графа Морнингтона, с 1814 жена лорда Фицроя Сомерсета (с 1852 1-й барон Реглан), ближайшего соратника герцога Веллингтона, участника военных действий на Пиренейском полуострове (1808– 1814) и битвы при Ватерлоо, где он потерял правую руку, члена парламента от Труро (1818–1820 и 1826– 1829), в 1827–1852 военного секретаря Веллингтона. Лорд Сомерсет приезжал в Россию в 1826 в связи с коронацией Николая I; в 1854– 1855 был командующим английским экспедиционным корпусом в Крыму. Можно предположить, что портрет был заказан Лоуренсу по случаю бракосочетания Э. Уэлсли-Поул, племянницы герцога Веллингтона, с лордом Сомерсетом в качестве подарка. Армстронг (1913) датировал портрет временем около 1815. Согласно Гарлику (Garlick 1964. P. 193), картина, датируемая временем около 1811, экспонировалась в 1814 в Королевской академии художеств в Лондоне и, таким образом, не могла быть исполнена позднее. Однако Грейвз (1905) не приводит ее среди произведений, представленных Лоуренсом на академических выставках. Кроль (1969) считала, что Эмили изображена уже в замужестве, т. е. не ранее 1814. Не имея точных сведений, представляется возможным датировать его 1814–1815. Существуют рисунки Лоуренса, изображающие Э. Уэлсли с сестрами Мэри Шарлотт Энн (ум. 1845) и Присциллой Энн (1793–1879). Один такой рисунок, приобретенный герцогом Веллингтоном за 40 гиней (Апсли-хаус, Лондон), представляет собой группу из трех сидящих фигур в рост. Реплика этого рисунка находилась до 1915 у лорда Реглана (ныне: Музей Тафт, Цинциннати. Galbraith Josephine C. Two drawings by Sir Thomas Lawrence in the Taft Collection // Bulletin of the Cincinnati Art Museum. Vol. VI. 1935. April. N 2. P. 40–41). Кроме двух рисунков с фигурами целиком, существует несколько вариантов, изображающих только головы и плечи трех сестер: a) коллекция, Художественный музей Цинциннати (ранее колл. Е. Дж. Эдвардза); б) вариант, включенный в распродажу коллекции преподобного Кэнона Саттона и др. (Christie’s, London. February 12, 1926) как «Портрет по плечи трех леди», подписан и датирован: «Thos. Lawrence 1817»; в) вариант, включенный в распродажу коллекции Фрэнсис Уэлсли (Sotheby’s 1920). Однако можно с уверенностью утверждать, что Лоуренс впервые рисовал сестер Уэлсли не позднее 1812, поскольку существует копия рисунка Лоуренса (только головы), исполненная шведской художницей-любительницей М. Эренстрем (1773– 1867) и датированная 21 июля 1812 (Ehlers Y. Marianne Ehrenstrцm och hennes konsthistoria // Konsthistorisk Tidskrift. Stockholm, 1971. XL. N 1–2, Fig. 4). Возможно, рисунок был заказан Лоуренсу в связи с предстоящей в 1811 свадьбой леди Присциллы Энн с лордом Бургешем (позднее 11-й граф Уэстморланд), и именно поэтому она изображена в центре рисунка. Гарлик (Garlick 1964. P. 218–219; Garlick 1989. P. 279. N 804) и Леви (Levey 1979. P. 104; Levey 2005. P. 7) ошибочно полагали, что в центре помещена леди Эмили, однако сопоставление лоуренсовского рисунка, изображающего леди Бургеш с сыном 1820 (местонахождение неизвестно, воспр.: Garlick 1989. N 144), с эрмитажным портретом Эмили Уэлсли позволяет правильно идентифицировать сестер. На рисунке Эмили выглядывает из-за левого плеча младшей сестры. Ее лицо, с немного застывшим выражением и несколько тяжелыми чертами, обращено непосредственно к зрителю. При создании портрета маслом Лоуренс проявил великолепное композиционное мастерство. Он поместил полуфигуру не в центре, а сдвинул ее в угол, показав снизу вверх с легким наклоном в сторону, противоположную летящим облакам, тем самым значительно усилив ощущение стремительного движения. Он изменил в картине ракурс головы, повернув ее вполоборота влево и направив взгляд девушки в сторону, что в сочетании с порывистой позой придало образу романтическую приподнятость. Гарлик (Garlick 1964. P. 193) считал, что около 1910 портрет находился в собственности 3-го барона Реглана, но, по свидетельству Бенуа, он был в коллекции А. З. Хитрово уже в 1905. Лугт (Lugt 1987) упоминает распродажу декоративно-прикладных вещей из собрания вдовы 2-го лорда Реглана 3 июля 1884 (хотя картина не упоминается в каталоге этой распродажи), что также позволяет предположить, что портрет мог быть продан раньше указанного Гарликом времени. Миниатюрная копия портрета работы Дж. Райта (John Wright), ранее находившаяся в собрании Л. Гилберта в Лиссабоне, проходила на аукционе Кристи в Лондоне 3 декабря 1963, близкая к ней миниатюра находится в колл. Уоллес, Лондон (инв. № 301). Еще одна миниатюра, изображающая леди Реглан, приписываемая Маргарет Карпентер (1793–1872), повторяет тот же тип (Sotheby’s London British and Continental Pictures. 21 January 2003, lot. 44). В архиве Национальной портретной галереи в Лондоне есть черно-белая фотография живописной копии неизвестного художника, находящейся в частном собрании (холст, масло, 76,2 × 50, 8). Гравирован Дж.-Б. Праттом (Armstrong 1913. P. 159).

Портрет М. С. Воронцова

Холст, масло.

Размеры: 143 - 113 см.

Собр. князя М. С. Воронцова в Одессе; переходила по наследству; в 1920 пост. в ГЭ через ГМФ из особняка Е. А. Воронцовой-Дашковой в Петербурге.

Инв.№ГЭ 5846

Михаил Семенович Воронцов (1782–1856), граф, светлейший князь (с 1853), военный и государственный деятель. Сын С. Р. Воронцова (см. кат. 58), родился в Петербурге, до 20 лет воспитывался в Англии. Получив хорошее образование, в 1801 вернулся в Россию, чтобы поступить на службу. С 1802 участник русско-турецких и русско-французских войн. В 1812 при Бородине командовал дивизией в армии Багратиона, был ранен. В 1815–1818 командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823–1844 новороссийский и бессарабский генерал-губернатор. В 1844–1854 наместник на Кавказе и командующий Отдельным кавказским корпусом. С 1856 — генерал-фельдмаршал. Изображен в общегенеральском мундире с аксельбантом генерал- адъютанта (в 1812 он был адъютантом Александра I), со звездами орденов Св. Александра Невского, Св. Владимира I ст., со звездой и знаком ордена Св. Георгия II ст., с серебряной медалью «В память Отечественной войны», с золотым крестом «За взятие Базарджика». Во время пребывания в Париже в 1815–1818 М. С. Воронцов познакомился с графиней Е. К. Браницкой (см. кат. 130), свадьба с которой состоялась 20 апреля 1819 в Париже. Прожив еще некоторое время во Франции, молодожены отправились в Англию навестить отца и сестру М. С. Воронцова, леди Пембрук. Именно тогда и была заказана Лоуренсу эрмитажная картина. Воронцов предстает на портрете Лоуренса в романтическом ореоле героя и победителя. Портрет можно датировать июлем — октябрем 1821, как об этом свидетельствует запись, сделанная М. С. Воронцовым в дневнике: «…мы снова вернулись в Уилтон, где оставались до начала октября. Затем мы провели пятнадцать дней в Лондоне, и именно в это время Лоуренс заканчивал мой портрет» (Архив Воронцова 1870–1897), а также записи в приходо-расходной описи Воронцовых за 1821 об уплате художнику 420 фунтов стерлингов: «4/VII Лоуренсу половину за портрет… 210 £» и «1/X Лоуренсу вторая половина за портрет… 210 £», которые обнаружила А. Е. Кроль (Кроль 1940. С. 165) в архиве Института истории в Петербурге. В 1822 Лоуренс выставил картину в Королевской Академии художеств в Лондоне. В 1823 она была гравирована С.-У. Рейнолдсом (Ровинский 1886–1889. Т. 1. Стб. 535, 536; Garlick 1964. P. 204). Вскоре после первого тиража гравюр М. С. Воронцов получил назначение Новороссийским наместником, вследствие чего была исправлена подпись под гравюрой. Подпись подробно обсуждалась в переписке М. С. Воронцова с отцом С. Р. Воронцовым, который стремился, чтобы на 100 новых оттисках гравюры все изменения в статусе сына были точно отражены (Архив Воронцова 1870– 1897. Т. 17. С. 540, письмо № 289). Перед тем как портрет был отправлен в Россию, Фрэнк Хоувард (1805–1866) сделал с него копию для Екатерины Пембрук, сестры М. С. Воронцова (Уилтон-хауз, Англия) (Pembroke 1968). Другая копия была сделана в 1848 в Одессе Л. Дессеме (1815–1903) (Алупкинский дворец-музей в Крыму, инв. № Ж-414). В 1823 М. С. Воронцов возвратился в Россию и с присущей ему энергией приступил к исполнению обязанностей Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора. Его умелая административная деятельность способствовала процветанию края, развитию внешней торговли на юге России и началу пароходства на Черном море. В Алупке, в живописнейшем месте на берегу моря, по проекту Э. Блора (1789–1871), любимого архитектора В. Скотта, был построен дом и разбит пейзажный парк, которые по своему великолепию могли соперничать с лучшими английскими имениями. Там с 1848 находилась копия портрета работы Л. Дессеме, оригинал же украшал главную резиденцию генерал-губернатора в Одессе, ставшей за годы управления Воронцова Новороссийским краем чем-то вроде южной столицы России. В 1855 портрет упоминается в Описи, составленной библиотекарем князя, Александром Гревсом .

ТОМАС ЛОУРЕНС, копия.

Портрет князя Меттерниха.

Бумага, дублированная на картон, масло.

Размеры: 51 - 35 см.

Собр. вел. кн. Николая Михайловича в Ново-Михайловском дворце в Петербурге — Петрограде; в 1922 пост. в ГЭ через ГМФ.

Инв.№ГЭ 5471

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024