Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 20:12
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная уильям добсонРегистрацияВход
Меню сайта

 

УИЛЬЯМ ДОБСОН

Портрет Абрахама ван дер Дорта.

Холст, масло.

Размеры: 45 - 38 см.

Происхождение: собрание Джонатана Ричардсона, Лондон; к 1736 — в собрании сэра Роберта Уолпола в Лондоне, затем в Хоутон-холле; переходила по наследству; в 1779 приобретена Екатериной II для Эрмитажа у Джорджа, 3-го лорда Орфорда, в cоставе коллекции Уолпола.

Инв.№ГЭ 2103

Абрахам ван дер Дорт (ок. 1575/80– 1640) — хранитель коллекции картин и редкостей Карла I. О начале его карьеры известно мало. До приезда в Англию, около 1612, он был медальером при дворе Рудольфа II, с 1612 — хранитель Кабинета принца Генри, после преждевременной смерти которого оставался в том же качестве на службе у его брата Чарлза (будущего Карла I). После коронации Карл I в 1625 утвердил его в должности инспектора «всех наших картин», не только тех, что были в Кабинете, но и «в Уайтхолле и других домах» (Millar 1991). Основная заслуга ван дер Дорта на этом посту в том, что он вел реестр, который включал полное описание картин, их размеры, сведения о происхождении, описание рам и часто степени сохранности, создав прототип современных каталогов. Если верить рассказу Уолпола, он покончил жизнь самоубийством, не найдя потребовавшейся королю ценной миниатюры (Walpole 1862. Vol. II. P. 353). В коллекции Дж. Ричардсона Старшего портрет считался изображением Абрахама ван дер Дорта (Vertue II 1932. P. 77; Vertue IV 1936) и с тем же определением модели упоминается Вертю в 1739 в описи картин следующего владельца — «Картины сэра Р. Уолпола в его доме около Казначейства, Уайтхолл. Гардеробная: Голова мужчины. В<ан> д<е>р Дорт, Добсон» (Vertue VI 1955). Однако в рукописном инвентаре картин Р. Уолпола 1736 имя изображенного по какой-то причине оказалось утрачено: «Голова старика. Добсон. 1–5 1/2 — 1–2 1/2» (Walpole 1736. P. 15–16). Досадная ошибка вкралась также в «Описание коллекции Уолпола в Хоутон-холле», сделанное Х. Уолполом (Aedes 1752), который, перечисляя картины в кабинете Хоутон-холла, пишет: «Голова отца Добсона, исполнена Добсоном». Позднее он сам исправил допущенную ошибку: «В Хоутоне есть превосходная голова Вандердорта Добсона. В Aedes Walpolianae я назвал ее портретом отца Добсона, как тогда считалось, но я нашел в рукописных заметках Вертю, что картина была куплена у художника Ричардсона и, без сомнения, является изображением Вандердорта» (Walpole 1862. Vol. 1. P. 269. N 5). К сожалению, неправильное определение изображенного, вкравшееся в издания Aedes, Валентайн Грин (1739– 1813) повторил в надписи под гравюрой 1776, исполненной для издания Бойделла, а в дальнейшем оно нашло место в эрмитажных каталогах и описях XVIII–XIX вв. В рукописном каталоге, например, было написано: «Гильом (так!) Добсон. Голова. Портрет Добсона-отца, исполненный его сыном, английским художником» (Cat. 1773). Только с 1863 в каталогах Эрмитажа картина значится как изображение А. ван дер Дорта. Соответственно возрасту и нервно возбужденному выражению лица изображенного, предвещающему трагический конец ван дер Дорта, портрет традиционно датируется концом 1630-х (Millar 1958–1960. P. XVI; Дукельская, Ренне 1990. № 42). Обрезанные кромки холста и его размер, вертикальные следы от средника подрамника, а также тот факт, что темная одежда ван дер Дорта не прописана до нижнего края, наводят на мысль, что первоначальный формат картины был несколько иным. Не будучи закончена, она могла быть уменьшена до настоящего размера либо самим автором, либо позднее, но до поступления в Эрмитаж, так как ее размеры, внесенные в Cat. 1773, не изменились. Незавершенность портрета, возможно связанная с трагическими обстоятельствами, служит в этом случае косвенным подтверждением поздней датировки картины. Все когда-либо писавшие о портрете отмечали удивительную психологическую силу характеристики модели, переданной Добсоном со свойственными ему реализмом и живописным мастерством. Только Холмс и Милнер, не видевшие портрета, могли сомневаться в его подлинности (H[olmes], M[ilner] 1911. P. 163). В Национальной портретной галерее в Лондоне находится копия портрета (холст, масло, 48,3 × 43,8, N 1569). Портрет запечатлен на рисунке, изображающем предполагаемую развеску картин в восточной и западной картинных галереях в Хоутон-холле (ок. 1742; бумага, карандаш, черные и коричневые чернила, 75,6 × 54; собр. маркиза Чомли) (воспр.: Andrew Moor and David Yaxley. Picture Hangs at Houghton: some contemporary sketches and modern reconstructions // Dukelskaya, Moor 2002. P. 420). При продаже коллекции Уолпола Екатерине II Джеймс Кристи оценил «Портрет ван дер Дорта» в 25 фунтов стерлингов.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024