Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 23.09.2018, 20:10
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная тинтореттоРегистрацияВход
Меню сайта

 

500 лет 

ТИНТОРЕТТО - Якопо Робусти (1518-1594) Jacopo Robusti - TINTORETTO

Вен, Гисберт ван. Портрет Тинторетто (Якопо Робусти). Государственный Эрмитаж. Инв.№ОГ62310 

Тинторетто (Якопо Робусти)- Tintoretto (Jacopo Robusti). Родился в 1518г. в Венеции, ум. в 1594г. там же. Венецианская школа. Учился у Бонифацио Веронезе, Скьявоне и Тициана; испытал влияние Паоло Веронезе и Микеланджело. Работал в Венеции. В 1580г. ездил в Мантую. Писал картины и фрески на религиозные, мифологические, аллегорические и исторические сюжеты, а также портреты; сделал рисунки для мозаик собора Св. Марка. Прозвище Тинторетто (маленький красильщик) получил от профессии отца, красителя шелка. Известно, что очень непродолжительное время он работал в мастерской Тициана, откуда ушел оттого, как сообщает Карло Ридольфи, что ,,рисовал слишком хорошо". Существует предположение, что он учился у Бонифацио или у Париса Бордоне. К 1539г. обрел статус независимого мастера и жил на Кампо ди Сан Кассиан. Известно также, что на примерах античной скульптуры и работ Микеланджело изучал пластику форм. Кстати, пиетет к творчеству последнего, равно как и Тициана, заключенный в девизе ,,Рисунок Микеланджело, а колорит Тициана", который начертал над дверью своей первой мастерской, Тинторетто сохранил как творческую программу до конца своей жизни. В 1545-1548гг. возможно, совершил путешествие в Рим и Мантую. Он был довольно тесно связан с Пьетро Аретино, и даже расписал в его доме два плафона на сюжеты ,,Аполлон и Марсий" и ,,Меркурий и Аргус". Аретино же сочинил хвалебное послание по поводу искусства Тинторетто. Утверждение его творческого авторитета было связано с картиной ,,Чудо св. Марка" для Скуола ди Сан Марко, написанной им в 1547г. и положившей начало его славе. Успех этой работы принес художнику престижные и выгодные заказы от магистрата, ,,скуол", частных лиц, от английского двора, от испанского короля ФилиппаII, мантуанского герцога Гульельмо Гонзага. С 1549г. начались тесные взаимоотношения художника со Скуола ди Сан Рокко, продолжавшиеся до конца его жизни. В 1550г. Тинторетто женился на Фаустине деи Вескови, дочери декана, впоследствии приора Скуола ди Сан Марко. От этого счастливого брака родились два сына и пять дочерей. Оба сына и дочь Мариетта станут его учениками и помощниками. Течение его жизни в сравнении с Тицианом, его старшим современником, было лишено внешнего блеска. Он жил в доме на Фондамента деи Мори (сохранился доныне), вблизи церкви Мадонна делль Орто, где впоследствии был погребен. Тинторетто был дружен со многими своими согражданами- известными учеными, художниками, прелатами, с которыми нередко обсуждал религиозные сюжеты и варианты их интерпретирования. Среди собратьев по профессии выделялся глубокой религиозностью. Многочисленные представители венецианской знати, сената, несколько дожей, а также ученые и художники увековечены им в замечательных своей психологической характеристикой портретах. В 1550-е гг. Тинторетто получил ряд заказов от магистрата, написал большое многофигурное полотно ,,Распятие" (Академия, Венеция), а также картину ,,Рождение Иоанна Крестителя" (Эрмитаж). В эти годы в его искусстве особенно заметно влияние творчества Микеланджело, об этом свидетельствуют картины в церкви Мадонна делль Орто. В картине ,,Сусанна и старцы", как отмечали современники, особенно поразительны богатство колорита и эффектное световое решение. На протяжении всей жизни он пристально изучал его закономерности. Едва ли не крупнейшее его живописное произведение этого периода- ,,Поклонение золотому тельцу" (ок.1560). В 1571г. Сенат Венецианской республики сделал ему заказ на большую композицию для Дворца Дожей, посвященную сражению при Лепанто. 1564-1587 гг. были связаны с грандиозной работой для Скуола ди Сан Рокко- циклом картин огромного размера, объединенных темой страстей Христовых. Затем, уже в 1583г., начат следующий цикл, посвященный жизни Марии для нижнего этажа Скуолы, завершенный в 1587г. Этот период стал вершиной в творчестве Тинторетто. Картины написанные им для Скуолы ди Сан Рокко, относятся к величайшим достижениям мирового искусства. После тяжелого ущерба, нанесенного пожаром интерьерам Дворца Дожей, в конце 1580-х гг. по заказу Сената им было написано несколько живописных композиций, в том числе ,,Воскрешение праведных" для зала Большого совета, это едва ли не самая большая картина из всех известных (7-22м.). К последнему периоду творчества Тинторетто относится цикл из нескольких картин для церкви Сан Джорджо Маджоре. В него вошел и вариант евангельского сюжета ,,Тайной вечери", притягивавший внимание глубиной психологических трактовок. Прижизненная и посмертная слава Тинторетто сохранила немало его высказываний и афористических реплик об искусстве. Дж.Вазари и К.Ридольфи сообщают, что он был человеком неординарным- любезным, добродушным и в то же время непреклонным, даже своенравным, одаренным всяческими талантами, был ,,самой отчаянной головой, какая только была среди живописцев". Любил музыку и играл на разных инструментах. Он восхищал наблюдателей быстротой и ловкостью в работе. Часто работал, импровизируя кистью без предварительного рисунка. Всю жизнь неустанно учился на образцах старых мастеров и на достойных примерах современников. Так, для изучения перспективы и различных ракурсов, он изготавливал восковые фигурки, одевал их, подвесив, освещал с разных сторон. В историю живописи Тинторетто вошел как один из величайших гениев, искусству которого, наряду с Тицианом и Веронезе, Венеция обязана своим Золотым веком.

Работы художника

Библиография:

Вазари. Т.5.С.48-52; Ridolfi.V.2.P.171-258; Mander-Hymans. V.2; Coletti L. Il Tintoretto. Bergamo, 1951; Rossi P. Jacopo Tintoretto. I ritratti. Venezia, 1974; Bernari C. LOpera completa del Tintoretto. Milano, 1970.

II(35),III(117),IV(137)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz