Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 05.04.2020, 21:23
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная тицианРегистрацияВход
Меню сайта

 

ТИЦИАН (1485/1490-1576) TIZIANO VECELLIO

Агостино Карраччи. Автопортрет Тициана.1587г. Государственный Эрмитаж. Инв.№ОГ120452 

Тициан (Тициано Вечеллио)- Tiziano (Tiziano Vecellio). Родился в Пьеве да Кадоре в 1485/90г., ум. в 1576г. в Венеции. Венецианская школа. Учился у Джованни Беллини. Испытал влияние Джорджоне. Работал в Венеции и временно в Падуе (1510), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-1537), Урбино (1542-1544), Риме (1545-1546) и Аугсбурге (1548 и 1550-1551). Писал картины на религиозные, мифологические и аллегорические сюжеты, а также пейзажи и портреты. Уже почти пять столетий его имя воплощает представление о венецианской живописи. ,,Как солнце между малыми звездами Тициан сверкает между всеми живописцами"- так оценивал его современный живописец и историк искусства Джованни Паоло Ломаццо. Рано появившиеся изобразительные способности были основанием, чтобы отправить 10-летнего Тициана учиться в Венецию. По сведениям биографа Лодовико Дольче, первым его наставником стал Себастьяно Цуккато. Затем родной дядя, уважаемый гражданин Венеции, определил мальчика к знаменитому живописцу Джованни Беллини, от которого в 1507г. юный Тициан перешел в мастерскую Джорджоне. Увлечение искусством последнего было столь сильным, что некоторое время Тициан всецело следовал его манере. Очень рано он достиг той степени мастерства, которая позволяла ему писать иногда даже без подготовительного рисунка. Благодаря посредничеству друга из патрицианского рода Барбариго, чей блестяще исполненный портрет можно считать началом славной карьеры Тициана, художник получил заказ на написание нескольких фресок на фасаде Немецкого Подворья в Венеции. Вскоре после этого была создана восхитившая Вазари большая картина ,,Бегство в Египет" (Эрмитаж), в поэтическом лиризме которой еще так очевидно влияние Джорджоне. Подобным же элегическим мироощущением проникнуты и другие работы этого периода. После смерти Беллини Тициану было поручено закончить картину для зала Большого совета во Дворце Дожей с изображением сцены встречи Фридриха Барбароссы и папы Александра III. По ее завершении он получил почетную должность, так называемую ,,сенсерию", дававшуюся обычно лучшему живописцу города. Отныне его обязанностью было писать портрет каждого новоизбранного дожа. С 1516г. начались его деловые контакты с феррарским двором, где, как сообщает Вазари, он ,,подружился с божественным Лодовико Ариосто, признавшим его отличным живописцем и прославившим в своем ,,Неистовом Роланде". В это время была создана ,,Ассунта" (,,Вознесение Марии", 1516-1518)- алтарный образ для венецианской церкви деи Фрари. Современники приняли ее с восхищением, а в историю искусства она вошла как эталон стиля эпохи Возрождения. Вслед за тем для феррарского герцога Альфонсо д Эсте был написан ,,Динарий кесаря", своей философской глубиной взволновавший современников. Следует особо отметить дар Тициана-портретиста, оставившего в этом жанре ценнейшее по числу работ и художественным характеристикам наследие. Это целая галерея изображений пап, герцогов, дожей, королей и других ярчайших и именитейших представителей эпохи. Как сообщает Вазари, в 1530г., когда в связи с коронацией КарлV находился в Болонье, Тициан, благодаря посредничеству одного из основных его заказчиков, герцога мантуанского Федерико Гонзага, а также Пьетро Аретино, был вызван туда кардиналом Ипполито Медичи для написания портрета императора. Тот щедро расплатился с художником за работу и навсегда остался плененным его искусством. При втором посещении Болоньи (1533) Карл V вновь пожелал быть изображенным Тицианом. Эта их встреча имела важные последствия. Император вручил художнику диплом, на основании которого он возводился в ,,графы Пале де Латерана (Латеранского дворца), совета Олика и Консистории" вместе с представлением ему титула графа Палатинского, звания рыцаря Золотой шпоры и награждением шпагой, золотой цепью и правом входа в императорский дворец. Его сыновья Грегорио и Орацио также получили дворянское достоинство. В этот период Тицианом была создана для Скуола делла Карита грандиозная по размерам и по силе худож. трактовки картина ,,Введение Марии во храм" (Галерея Академии, Венеция). После смерти герцога Урбинского Франческо делла Ровере (1538) Тициан тесно сблизился с его наследником герцогом Гвидобальдо II. Незадолго до этого художник написал для него свой истинный шедевр, известный сегодня как ,,Венера Урбинская" (Уффици, Флоренция). В 1541г. была завершена пользовавшаяся большим успехом картина ,,Обращение к солдатам Альфонсо дАвалоса", создан портрет императорского посла в Венеции Диего Мендозы и ряд других, в том числе Пьетро Бембо. В это время в Венеции находился Вазари, и художники много общались. Через год Тициан посетил Феррару по случаю встречи там Карла V и Павла III, где и был создан знаменитый портрет этого папы. Вскоре будут написаны прекрасный портрет супруги императора Изабеллы Португальской, герцога Гвидобальдо II и Пьетро Аретино. В 1545г. Тициан работал в Пезаро , Урбино и Риме, где ему оказывали сердечный прием кардинал Пьетро Бембо, Алессандро Фарнезе и предоставивший художнику апартаменты во дворце Бельведер в Ватикане папа Павел III. Вазари и Себастьяно дель Пьомбо сопровождали его по городу, показывая достопримечательности. Именно тогда его мастерскую посетили Вазари и Микеланджело. Тогда же Тициан получил диплом почетного гражданина Рима. Им были написаны портреты членов семьи Фарнезе, один из вариантов ,,Магдалины" , ,,Се человек", ,,Даная". В 1548г. с картиной ,,Се человек", предназначенной для императора, он отправился в Аугсбург и присутствовал на собрании европейских представителей. Результатом этой поездки также были значительные портреты, в том числе конный Карла V. На обратном пути он остановился в Инсбруке, чтобы написать портрет дочери Фердинанда I. В том же году в Милане был создан портрет принца Филиппа, будущего короля Испании, который, так же как его отец, предпочитал искусство Тициана другим живописцам. По случаю бракосочетания Филиппа II с английской королевой Марией Тюдор было создано полотно ,,Венера и Адонис" (1554). До конца своей жизни Тициан будет писать портреты дожей, сменяющихся послов, кардиналов, пап, увековечивая в этой блестящей галерее целую эпоху. В 1556г. от апоплексического удара умер его близкий друг Пьетро Аретино. В следующем году Дольче в ,,Диалоге о живописи", посвященном Аретино, устами поэта произносит: ,,Именно в Тициане (не в обиду другим художникам будет сказано) поистине соединены в совершенстве все дарования, рассеянные среди многих, ибо в замысле и в колорите, но не в рисунке, не было ему равных. И лишь Тициану принадлежит слава совершенного колориста, которую не имел, а если имел, то не в такой степени, ни один из древних или современных мастеров". В 1557г. скончался КарлV. Теперь едва ли не основным заказчиком картин становится Филипп II, далеко не столь щедрый в расчетах, как его отец. Последними картинами Тициана были ,,Сражение при Лепанто", ,,Св. Себастьян"(Эрмитаж) и ,,Пьета", предназначенная художником для церкви Санта Мария деи Фрари, одного из лучших храмов Венеции, где суждено было упокоиться и его праху.

Работы художника

Библиография:

Вазари.Т. 5.С. 365-395; Дольче Л. Диалог о живописи // Эстетика Ренессанса. М.,1981.Т. 2.С. 477; Beguin S., Valcanover Fr. Tout loeuvre peint de Titien. Paris,1970; The Paitings of Titian/ Complete edition by H.E.Wethey. London,1971.V.2: The Portraits. N104; Grazia Bohlin D.de. Prints and Related Drawings by the Carracci family. Catalogue Raisonne. Washington, 1979.N145.

II(21),IV(235)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz