Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 08:22
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная успенский собор. владимирРегистрацияВход
Меню сайта

 

УСПЕНСКИЙ СОБОР во ВЛАДИМИРЕ

АНДРЕЙ РУБЛЕВ и помощники.

В 1408 году, по почину великого князя московского Василия Дмитриевича, было решено украсить фресковой росписью сильно обветшавший Успенский собор во Владимире. Этот памятник домонгольского прошлого напоминал людям о времени русской славы, о времени «Слова о полку Игореве», и потому восстановление его было делом общенародного значения. В те годы Феофана, по-видимому, уже не было в живых, и потому выбор заказчика пал на Андрея Рублева, который, возможно, обратил на себя его внимание за три года до того своими работами в Благовещенском соборе в Кремле. Вместе с Рублевым в работе участвовал и его друг Даниил Черный. В силу старшинства Даниила в летописной записи об этом событии его имя поставлено на первое место.

Располагая отдельные фрески на сводах, на люнетах и на столбах, Рублев достиг совсем иного впечатления. Зритель вынужден рассматривать фресковый цикл по частям, во временной последовательности. Отдельные фигуры и группы не заключены в обособляющие их рамки (как это было в сохранившихся в соборе фресках XII века). Они, как картины, отчасти уходят в толщу стен, отчасти выходят из стены вперед и живут в пространстве храма, обступая зрителя со всех сторон. В истории монументальной живописи фресковый цикл Рублева во Владимире — нечто единственное и неповторимое. Отдаленная к нему параллель лишь фрески Волотовского храма близ Новгорода, которые также ведут двойное существование: вписываются, как картины, в простенки и вливаются в пространство здания. Трудно перечесть все богатство взаимоотношений между архитектурой и росписью, которому мы становимся свидетелями в Успенском соборе. Древний владимирский собор Андрея Боголюбского, как и другие постройки крестовокупольного типа, был задуман как подобие мира с высоким небом-куполом на столбах, подобных стройным стволам. С появлением росписей Рублева в это древнее сооружение оказалось вписанным другое сооружение, в большой мир вошел другой мир, малый. Новый мир не вполне совпал с очертаниями первоначального, он перебивает его строго иерархический порядок. Величавое и холодное пространство здания XII века прониклось дыханием жизни, озарилось светом, пришло в движение, стало соразмерным человеку.

От росписи 1408 года до нас дошли отдельные части: 1. Предтеченского цикла, 2. Богородичного цикла, 3. Праздничного цикла, 4. «Страшного суда», а также отдельные изображения святых, орнаменты и полотенца в различных частях храма. Сохранились следующие композиции и изображения (поскольку фрески 1408 года уцелели лишь в пределах первоначального здания времени Андрея Боголюбского, то используемые нами топографические обозначения имеют в виду лишь старую часть храма).

Под сводами:

1. Фрагмент левой части и часть лика справа из композиции «Жертвоприношение Иоакима и Анны» (северный склон свода над средней частью хор).

2. Верхняя часть сцены «Введение Богородицы во храм» (западная стена, люнет над средней частью хор).

3. Фрагмент сцены «Крещение» (западный склон свода южного рукава креста).

4. Верхняя часть композиции «Преображение» (люнет стены северного рукава креста).

5. Часть композиции «Сошествие Св. Духа» (люнет стены южного рукава креста).

В жертвеннике:

6.Часть медальона с полуфигурным изображением святителя (северный склон восточной арки и пята северо-восточной лопатки жертвенника).

7. Фрагменты фигур двух святителей в рост (1-й, верхний, регистр северо-восточной лопатки жертвенника).

8. «Благовестие Захарии» (2-й регистр северо-восточной лопатки жертвенника).

9. Два фрагмента верхней части [горки] и нижняя часть композиции «Младенец Иоанн Предтеча, ведомый ангелом в пустыню» (3-й регистр северо-восточной лопатки жертвенника).

10. Фрагменты фигур двух святителей в рост [левый — св. Елевферий?] (4-й, нижний, регистр северо-восточной лопатки жертвенника).

На подкупольных столпах (столпах подкупольного квадрата):

11.Часть фигуры царицы Елены? (2-й регистр западной грани северо-восточного подкупольного столпа).

12. Частично сохранившаяся полуфигура мученика (медальон 3-го регистра западной грани северо-восточного подкупольного столпа).

13. Незначительный фрагмент композиции «Благовещение» (1-й регистр западной грани юго-восточного подкупольного столпа).

14. Фигура царя Константина? (2-й регистр западной грани юго-восточного подкупольного столпа).

15. «Мученик Зосима» (медальон 3-го регистра западной грани юго-восточного подкупольного столпа).

16. Нижняя часть фигуры неизвестного князя [Борис? Глеб?] (4-й, нижний, регистр восточной грани юго-западного подкупольного столпа).

17. Верхняя часть фигуры св. воина [Димитрий Солунский? Св. Георгий?] (4-й, нижний, регистр северной грани юго-западного подкупольного столпа).

Сцены «Страшного суда» уцелели в западной части среднего нефа и юго-западной части собора. На стенах и склонах коробового свода западной части среднего нефа (под хорами):

18.«Души праведных в руце Божией» (медальон шелыги западной арки западной части среднего нефа).

19. «Царь Давид» (медальон южного склона западной арки западной части среднего нефа, над трубящим ангелом).

20. «Пророк Исайя» (медальон северного склона западной арки западной части среднего нефа, над трубящим ангелом).

21. «Ангел господень трубит в море» (южный склон западной арки западной части среднего нефа).

22. «Ангел господень трубит на землю» (северный склон западной арки западной части среднего нефа).

23. «Ангелы, свивающие небеса в свиток» (восточная часть свода западной части среднего нефа).

24. «Спас во славе» (медальон шелыги западной части свода западной части среднего нефа).

25. «Этимасия с Богоматерью и Иоанном Предтечей» (люнет над западным входом в западную часть среднего нефа).

26. «Апостолы и ангелы» [Иоанн, Симон, Варфоломей, Иаков? и Фома?] (южный склон свода и промежуточной арки западной части среднего нефа).

27. «Апостолы и ангелы» [Матфей, Лука, Марк, Андрей и Филипп?] (северный склон свода и промежуточной арки западной части среднего нефа).

28. «Лик мучениц и преподобных» (северная грань юго-западного столпа западной части среднего нефа, под южным склоном промежуточной арки).

29. «Лик святителей и преподобных» (восточный склон арки прохода из западной части среднего нефа в юго-западную часть храма)

30. «Лик пророков и мучеников» (западный склон арки прохода из западной части среднего нефа в юго-западную часть храма).

31. «Земля и Море отдают своих мертвецов» (западная щека юго-западного столпа [ниже пяты промежуточной арки], южная стена над аркой прохода в юго-западную часть храма [под апостолами южного склона], южный нижний участок западной стены [под «Этимасией»]).

32. «Видение четырех царств» [«Символы четырех погибельных царств»] (медальон шелыги промежуточной арки западной части среднего нефа).

33. «Пророк Даниил с ангелом» (южная грань северо-западного столпа западной части среднего нефа, под северным склоном промежуточной арки).

 Сцены Рая из «Страшного суда» располагаются на склонах и люнетах свода юго-западной части храма (под хорами), а именно:

34.«Шествие праведных в рай» [«Идут святые в рай»] (северный склон свода юго-западной части храма).

35. «Райские врата и благоразумный разбойник» [«Благоразумный разбойник. Свет невечерний»] (западный люнет юго-западной части храма)

36 «Лоно Авраамово» [«Иаков, Исаак, Авраам и души праведных в раю»] (южный склон свода юго-западной части храма).

37. «Богоматерь в раю» (восточный люнет юго-западной части храма).

38. Медальон с крестом (шелыга восточной арки юго-западной части храма).

39 «Савва Освященный» (южный склон восточной арки юго-западной части храма).

40. «Антоний Великий» (северный склон восточной арки юго-западной части храма)

41.Медальон с крестом (шелыга южной арки юго-западной части храма)

42. «Отшельник Онуфрий» (восточный склон южной арки юго-западной части храма)

43. «Отшельник Макарий» [Египетский (Александрийский)? Римский?] (западный склон южной арки юго-западной части храма).

Сохранились также орнаменты или их фрагменты в жертвеннике, на восточных подкупольных столпах, в западной части среднего нефа и юго-западной части собора, а также пять полотенец в жертвеннике, на юго-западном подкупольном столпе (нижняя зона восточной грани) и на южной арке юго-западной части храма (нижние зоны склонов).

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024