Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж АНТОНИО да ФИРЕНЦЕРегистрацияВход
Меню сайта

 

АНТОНИО да ФИРЕНЦЕ

Работал в первой половине XV века.Флорентийская школа. Последователь Фра Анджелико, испытал влияние Мазолино да Паникале.Вероятно, может быть отождествлен с Антонио ди Якопо, который упоминается в записях гильдии святого Луки и других документах Флоренции в 1415,1416,1433 и 1442 годах.

Мадонна с Младенцем, святым епископом, Иоанном Крестителем и ангелами. В пинакле: благословляющий Христос в окружении серафимов (на лицевой стороне)Распятие с Марией, евангелистом Иоанном и двумя монахами. В пинакле — Благовещение (на обороте доски).

Дерево,темпера.

Размеры: 151-85 см.,верх заострен Доска в хорошей сохранности, в центре проходит вертикальная скошенная сквозная трещина. На ступенях трона подпись: ANTONIVS DEFLOR(E)NTIA (Антонио из Флоренции). На нимбе Марии: AVE MARIA GRATIA (Радуйся, Мария Благодатная. — Лк 1: 28). На нимбе Иоанна Крестителя: S IOVANES ВАТ[ista] (Св. Иоанн Крес[титель]). На свитке в руке Иоанна: ЕССЕ ANGNU[s] (Се агн[ец]. — Ин 1: 29, 36). На нимбе св. епископа начало надписи скрыто митрой, неразборчиво: S.VS… PIS[copus] (еп[ископ]). На обороте, на дощечке, прибитой к кресту: I.N.R.I — сокращенно от Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum (Иисус Нaзорей, Царь Иудейский. — Ин 19: 19). На нимбе Марии: VIRGO MARIA (Дева Мария). На нимбе Иоанна: IOVANES VANG[elista] (Иоанн еванг[елист]). В сцене «Благовещение» на золотом фоне: AVE MARIА GRATIA PLENA (Радуйся, Мария Благодатная… — Лк 1: 28).

Пост. в 1936 через ЛГЗК. Ранее: собр. М. П. Боткина в Петербурге.

Инв.№ГЭ8280 

Это произведение является двусторонней хоругвью — священным изображением, которое несли во время религиозных процессий. Митра епископа, наполовину скрывающая буквы, начертанные на нимбе, затрудняет их прочтение. Щербачева (1957) полагала, что написано «Либерий» и что по желанию заказчиков был изображен один из двух одноименных епископов — св. Либерий Равеннский. Фьокко (1957) указывал, что имя возможно прочитать как «Зиновий». Берначчони (1999) расшифровала скрытую надпись как «Медардо » — имя французского епископа, культ которого получил развитие в Италии исключительно в Арчевио. В подтверждение своего мнения исследовательница ссылается на изображение в руке епископа башни с открытой дверью, атрибутом святого. Она же отмечает, что подобную деталь можно увидеть в полиптихе Синьорелли в коллегии, посвященной этому святому в Арчевио, и рассматривает ее как намек на эпизод 1445, когда жители города, стремясь избавиться от власти Франческо Сфорца, открыли ворота папским войскам, осаждавшим крепость. Берначчони предположила, что первоначально хоругвь находилась в небольшой церкви Сан Джованни Баттиста в Арчевио. Однако св. Медардо изображался в епископском одеянии с полуоткрытым ртом, обнажающим зубы, и с сердцем, свидетельствующим о его милосердии (см.: Rèau 1958. Vol. 3. P. 945). Ни одного из этих признаков, кроме епископского одеяния, нет у святого, стоящего рядом с троном Мадонны. Таким образом, нельзя утверждать, что именно этот французский святой представлен на эрмитажной хоругви. Дзери (1960), основываясь на присутствии в сцене «Распятие» двух монахов в белых одеяниях с капюшонами и бичами, считал, что штандарт принадлежал ордену капуцинов. Существовало несколько художников, носивших имя Антонио да Фиренце. Щербачева (1957) предположила, что автором иконы был Антонио да Фиренце, работавший в конце XV — начале XVI в. (ум. ок. 1504– 1506). В 1472 этот флорентийский мастер переехал в Венецию. Пребыванием художника на севере Италии Щербачева объясняла сочетание черт, идущих от влияния Мазаччо, Мазолино, фра Анджелико, Андреа Кастаньо, с чисто венецианским пристрастием к богатству орнаментальных мотивов, звучной красочной палитре, золотому фону. Фьокко (1957) считал, что характер живописи не позволяет отнести икону далеко за пределы 1440. Он видел в Антонио да Фиренце художника венецианского происхождения, обучавшегося во Флоренции, испытавшего влияние Кастаньо и работавшего как мозаичист в середине XV столетия в Венеции. Возможно, здесь он вместе с Сильвестро Барбетта создал мозаику с фигурами четырех святых в левом трансепте собора Сан Марко (1458). Мнение Фьокко разделил Меркель (1972–1973), приписавший этим двум художникам еще одну мозаику — «Успение Марии», — выполненную по картону Кастаньо в 1449. Дзери (1960) отождествил Антонио да Фиренце с Антонио ди Якопо, упоминающимся в списках гильдии св. Луки в 1415, а затем в документах 1416, 1433, 1442. Он усмотрел в штандарте только черты, идущие от искусства Мазолино и фра Анджелико с акцентами интернациональной готики, близкими Лоренцо Монако. Идентификация художника, предложенная Дзери, была поддержана Гуковским (1961). М. Маццалупи (Pittori ad Ancona 2008. P. 238) идентифицировал автора штандарта с Антонио ди Доменико ди Нери (ок. 1415 — до 1504), который упоминается в документе от 21 августа 1447 как флорентиец, живущий в Анконе. Он формировался во Флоренции под влиянием фра Анджелико, наряду с Джованни ди Консальво и Дзаноби Строцци (De Marchi 2002), в свою очередь Маццалупи считает, что Андреа ди Джусто представляется порой своего рода аlter ego Антонио. В собр. М. П. Боткина (1911) хоругвь считалась работой XIV в. Датировка, предложенная Дзери (1960), — до 1420 — представляется слишком ранней. Исходя из стиля хоругви, ее следует датировать не ранее чем ок. 1450. Флорентийские черты, идущие от Андреа Кастаньо (фигуры святых у трона Марии) и фра Анджелико (его композиция «Благовещение» из приходской церкви Монте Карло в Тоскане повторена на обороте иконы), сильно ощутимы и не оставляют сомнений в том, что художник формировался во Флоренции. В настоящее время хоругвь Эрмитажа — единственное подписное произведение Антонио да Фиренце. Кроме этой работы, кисти Антонио принадлежит триптих из собр. Бернсона на вилле Тати, Сеттиньяно; атрибуция была сделана Дзери (1960) на основании стилистического сходства с эрмитажной работой (на правой створке триптиха фигура св. Бенедикта аналогична фигуре св. епископа на лицевой стороне штандарта). Де Марки приписал Антонио да Фиренце еще миниатюру с изображением распятия (см.: Pittori ad Ancona 2008. P. 248–249. N 3).

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024