Искусство. Национальные школы живописи.
Среда, 24.07.2019, 09:27
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная дуям вусковичРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДУЯМ ВУСКОВИЧ

Евангелист Матфей (?), святой Дуям, святой Анастасий, святой Людовик Тулузский, евангелист Марк. 1420-е-1430-е

Дерево, темпера.

Размеры: 94-29 см. (каждая из пяти досок)

Пост. в 1919. Ранее: церковь Сан Франческо в Сплите (?); собр. А. А. Воейкова в Петербурге.

Инв.№ГЭ 5501 Пять досок имеют один инвентарный номер

Возможно, первоначально полиптих состоял из семи досок — одной центральной и трех с каждого ее края. Только двое святых точно опознаются по атрибутам: св. Людовик Тулузский (или Анжуйский) — французский епископ в мантии, украшенной королевскими лилиями, с короной у ног, а также евангелист Марк, около которого виднеется маленький лев. Имена еще двух святых, а также автора створок определил Де Марки (1996), согласно которому второй епископ — это св. Дуям, покровитель города Сплита. Другой патрон этого города — св. Анастасий, юный мученик — представлен с жерновом на шее, при помощи которого был утоплен. Второго евангелиста Де Марки определяет как Иоанна, но, скорее всего, это Матфей: когда изображались все четыре евангелиста, Матфей, как правило, держал в руках книгу. Полиптих поступил в Эрмитаж как произведение Джентиле да Фабриано. Экспонировался на выставке 1922 как произведение «Джентиле или его круга». В каталоге этой выставки приводятся мнения разных исследователей: Липгарт предполагал, что полиптих мог быть создан Пьетро ди Доменико Монтепульчано; Жарновский высказался в пользу самого Джентиле; Айналов — умбрийца Бонфильи. Воинов (1922) отнес картину к кругу Джентиле да Фабриано. В конце 1920-х Липгарт (Кат. Липгарта) счел, что автором полиптиха мог быть Пьетро да Реканати, поскольку усмотрел сходство между эрмитажным полиптихом и тем, который находится в Пинакотеке города Реканати (подписан и датирован 1442). В Кат. 1958 и Кат. 1976 полиптих включен как произведение неизвестного художника далмато-венецианской школы XV в. с указанием, что эта работа близка кругу венецианского мастера Микеле Джамбоно, также испытавшего влияние Джентиле да Фабриано. На подобную мысль могло навести сравнение эрмитажного полиптиха с многочастным алтарем Джамбоно из Городского музея в Фано, между ними есть определенное сходство в постановке фигур на своеобразной по конфигурации подставке и в трактовке складок одеяний. В Кат. 1994 створки были определены как работа мастера круга Джентиле да Фабриано с предположительной датировкой концом 1420-х — началом 1430-х. Новое имя — Дуям Вускович — было предложено Де Марки (1996). Пребывание художника документировано в городах Сплит, Шибеник, Задар; возможно, он посетил Венецию. Испытал влияние Микеле Джамбоно и Джентиле да Фабриано, ощутимое и в эрмитажных досках. Атрибуция была сделана Де Марки на основании сравнения эрмитажных створок с фреской Вусковича «Евангелисты» в соборе Сплита и с полиптихом из церкви Сан Франческо в Заре. Индивидуальная манера Вусковича отчетливо проявляется во всех названных работах. (О Дуяме Вусковиче см.: Prijatelj 1983. P. 15–19.)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz