ФРАНЧЕСКО да ВЕНЕЦИАНО
Упоминается между 1332 и 1374.
Сцены из жития блаженной Джулианы ди Коллальто.
Дерево, темпера.
Размеры:73 × 64,5; размер каждого клейма 28 × 30; часть полиптиха В левом верхнем клейме над головой Джулианы надпись: BEATA / GVLIANA. Над головой Христа: IC.XC В правом верхнем клейме на фоне здания внизу: BEA / TA GVLI / ANA. Hа золотом фоне: BEATA / GVLIANA В нижнем правом клейме над гробом Джулианы: BEATA GVLIANA.
Происхождение: пост. в 1923 из ГРМ в Петрограде. Ранее: до 1913 — собр. Н. П. Лихачева в Петербурге.
Инв.№ГЭ 6366
В список 1913 Лихачев (1993) включил доску со следующим определением: «Четырехчастная. Житие Улиты. Очень важная. (Венеция). Первая полов. XIV в.». При поступлении в Эрмитаж произведение было названо «Сцены из жизни св. Юлиты» и как работа падуанского мастера Джусто ди Джованни де Менабуои (со знаком вопроса) включено в Кат. 1958. Сюжет правильно определил Паллуккини (1964). Изображены эпизоды из истории св. Джулианы. Джулиана ди Коллальто (1186–1262) — лицо историческое, основательница и первая настоятельница монастыря Сан Бьяджо э Катальдо на острове Джудекка. Начало культа святой относится к концу XIII в. Канонизирована после 1297. В верхнем левом клейме Джулиана принимает от Христа хлеб, тем самым избавляя монахинь от голода. В правом верхнем клейме Джулиана молит ангела об исцелении монахини, сломавшей руку о надгробную плиту. И здесь же сама исцеляет юношу, который уже здоровыми руками держит третью, сломанную. В нижнем правом клейме — сцена строительства монастыря. В правом — эпизод, относящийся к посмертной истории святой. После ее погребения в кладбищенской церкви монастыря над гробницей стал появляться таинственный свет. Саркофаг вскрыли в 1290 и обнаружили, что останки не тронуты тлением. Тело Джулианы перенесли в монастырь, и приходившие к ее гробу стали исцеляться. Художник изобразил здесь супружескую пару с больным ребенком. Паллуккини (1964) высказал предположение, что эрмитажный фрагмент был левой створкой полиптиха, находившегося ранее в церкви Санти Бьяджо э Катальдо, а центральной частью служила доска с фигурой св. Джулианы (ранее — частное собр., Венеция). Ученый приписал произведение художнику круга Паоло Венециано, Маэстро Донато (со знаком вопроса), и датировал его 1360-ми. С таким определением был не согласен Лазарев (устно). Мураро (1970) также считал, что эрмитажная доска должна быть исключена из круга Паоло Венециано. В венецианских документах, относящихся к XIII–XV вв., неоднократно встречаются художники по имени Франческо. Таким именем подписана «Мадонна с Младенцем, св. Петром, Иоанном Крестителем и Иоанном евангелистом» (Скуола Гранде ди Сан Джованни Эванжелиста, Венеция), с которой Де Марки (1995, 2003) сблизил эрмитажное произведение и «Распятие» из Музея искусств Джона и Мейбл Райли, Сарасота (Флорида). Эту атрибуцию приняла Гуаньери (2008), подчеркнув общие для трех работ трактовку теней, глаз, напоминающих булавочные головки, металлические рефлексы света, тщательную разработку деталей и т. д. В то же время исследовательница отмечает: согласиться с Паллуккини в том, что центральной частью полиптиха с историей св. Джулианы была доска с образом святой из частного венецианского собр. (115 × 50), трудно из-за расхождения в размерах. Она предполагает, что икона с изображением Джулианы могла находиться либо на самом надгробии, либо вообще висеть отдельно. В Кат. 1976 икона включена как работа неизвестного художника венецианской школы XIV в., а в Кат. 1992 как работа неизвестного художника венецианской школы второй половины XIV в. Доводы, касающиеся стилистического сходства эрмитажной композиции с подписной иконой Франческо, достаточно убедительны, чтобы предположительно приписать этому художнику эрмитажную доску со сценами из жития блаженной Джулианы.