ПАОЛО СКЬЯВО (Паоло ди Стефано Бадолини)(?)
Поругание Христа.
Дерево, темпера.
Размеры:23 - 17 см.; часть пределлы На обороте доски, изъеденной жуком, до того как доска была утоньшена, имелась надпись: Masaccio.
Происхождение: пост. в 1926 из Строгановского дворца-музея в Ленинграде.
Инв. № ГЭ 4148
Мф 26: 67–68; Мк 14: 65; Лк 22: 64–65.
Рентгенограмма показала изменения в композиции: первосвященник за спиной Христа первоначально заносил над ним руку. Мотив сложенных рук Христа восходит к образу Христа-страстотерпца, когда Христос изображался с символами страстей или без них (Sachs, Badstübner, Neumann 1973. S. 297). В Описи Строгановского дворца 1922 картина числилась произведением школы Мазаччо. В инвентарь Эрмитажа была внесена как работа неизвестного флорентийского художника XV в. Картина была приписана Паоло Скьяво (со знаком вопроса) Кустодиевой в каталоге выставки 1989. Судя по передаче перспективы, связи фигур с пространством, воспроизведению объемности тел, автор эрмитажного фрагмента в более примитивной форме пытался решать проблемы, выдвинутые искусством Мазаччо. Однако по стилистической манере художник ближе к искусству Мазолино. Наибольшее сходство по пониманию пространства, композиции и трактовке фигур картина обнаруживает с «Бичеванием Христа» (Музей искусств де Понс, Пуэрто-Рико; инв. № К216; дерево. 33 × 26,7). Вашингтонская картина приписывается Паоло Скьяво (см.: Shapley 1966. Р. 105. Fig. 281). В обоих фрагментах сцена разворачивается под одинаковым крестовокупольным сводом, в том и другом случае одна из фигур повернута к зрителю спиной, а лицом — в профиль. Есть определенное сходство в трактовке обнаженных ног Христа, в движении фигур (человек с бичом в руке на вашингтонской картине и человек с поднятыми руками, стоящий за спиной Христа в левой части эрмитажного произведения). «Поругание Христа» представляется возможным датировать началом 1430-х.