АНТОНИО РИМПАТТА
Святой Себастьян.
Холст (переведена с дерева в 1889 А. Сидоровым), масло.
Размеры:147 - 70 см. Все углы надставлены. С обратной стороны внизу слева, на месте прорыва, холщовая заплата.
Пост. в 1923 из ГМФ. Ранее: собр. великой княгини Марии Николаевны на вилле Кварто близ Флоренции; согласно Липгарту (Кат. Липгарта), из собр. Марии Николаевны картина перешла в собственность Ден, дочери графини Шереметьевой (урожд. Строгановой).
Инв.№ГЭ 5519
Картина запечатлена на акварели Э. Штоклера (1873) с видом одного из залов виллы Кварто (см.: Историзм в России 1996. С. 224). В собр. великой княгини Марии Николаевны картина приписывалась Джакомо Франче и с этой атрибуцией поступила в Эрмитаж. До 1994 не входила в каталоги Эрмитажа. В Кат. 1994 включена как работа Антонио Римпатта. Атрибуция была сделана автором данного каталога на основании близкого стилистического сходства со «Св. Себастьяном» в Музее искусств Уолтерс, Балтимор (инв. № 37.469; дерево, масло. 99 × 47,7). Дзери (см.: Zeri 1963-I. P. 46–49) писал, что для Римпатты характерны гладкая, эмалевидная манера письма, идущая от обучения у болонских мастеров, построение пейзажа и трактовка листвы, восходящие к умбрийцам, нейтрально-меланхолическое выражение лиц персонажей. Все это можно отметить и в эрмитажном «Св. Себастьяне». Во всех картинах мастера есть нарядная вышивка, украшающая одежды. Вышитая повязка скрывает бедра св. Себастьяна и на эрмитажной, и на балтиморской картине. Дзери датирует балтиморскую картину временем ок. 1505. Уголини (2010) относит ее к самому началу XVI в. По аналогии эрмитажное произведение может быть датировано так же.