КАРЛО ДОЛЬЧИ
Святая Цецилия.
Холст, масло.
Размеры:126-99,5 см.
Поступила в 1779. Ранее: собр. Дж. Удни в Лондоне.
Инв.№ГЭ 44
LA, CLXVI.
Картина датируется второй половиной 1640-х. Измененный вариант композиции (Картинная галерея старых мастеров, Дрезден) был исполнен в 1670– 1672 для Козимо III Медичи. Он был подарен владельцем казначею короля Польши («Gli fece ancora dipingere un quadro di Santa Cecilia, in atto di sonare l’organo, che dicesi egli donasse poi al Tesoriere del rè di Polonia» — Baldinucci 1681–1728, ed. 1974–1975. Vol. 5. P. 352). В литературе встречаются ошибочные указания, что эрмитажная картина — копия с дрезденской, и наоборот. Бальдассари (1995) приводит об эрмитажной картине компетентное мнение Карло дель Браво (1963): «Mi sembra il capolavoro tra le opere del Dolci che oggi conosco» («Мне представляется шедевром среди произведений Дольчи ныне известных»). Вариант композиции находится в частном собр. в Екатеринбурге. Бальдассари (1995) упоминает копию, находящуюся в университете Боба Джонса, Гринвилл (размер 126 × 99,5), и несколько измененную реплику работы мастерской в Галерее Мортимер Брандт, Нью-Йорк. В середине XVIII в. в собр. Чарльза Чони (Charles Cheany) в Англии находилась аналогичная композиция, гравированная в 1759 Бернаром Бароном (Bernard Baron — см.: Nagler 1835. Bd 1. S. 281). Представляется возможным идентифицировать эрмитажную картину с полотном из собр. Чарльза Чони, так как гравюра совпадает с ней до мельчайших деталей.
Святая Екатерина Александрийская.
Холст, масло.
Размеры:115,5-92 см. Переведена со старого холста на новый в 1848 Гурским; изначально имела восьмиугольную форму.
Поступила в 1815 из собр. императрицы Жозефины в замке Мальмезон близ Парижа. Ранее: галерея в Касселе.
Инв.№ГЭ 46
LA, CLXIX.
В XIX в. святую определяли как Цецилию, по-видимому принимая декоративную деталь слева за часть органа. Вероятно поэтому Гранжан (1964) не идентифицировал картину из Мальмезона со «Св. Екатериной» и не указал ее современное местонахождение. Главный атрибут св. Екатерины Александрийской, орудие ее мученичества — колесо — едва заметно, внизу позади ангела. Можно согласиться с мнением Балдассари (1995), которая, сближая эрмитажную картину с «Видением Людовико Тулузского» (Палаццо Питти, Галерея Палатина, Флоренция), датирует ее ок. 1680, тогда как ранее она датировалась временем ок. 1650.
Святая Екатерина Сиенская.
Холст, масло.
Размеры:73,5-56,5 см. Рентгенограмма показывает, что картина написана на ранее использованном холсте: под изображением головы Екатерины видны мужские головы меньшего размера, расположенные поперек.
Поступила в 1819, приобретена для Эрмитажа князем В. С. Трубецким в Париже.
Инв.№ГЭ 200
Acta Sanctorum, Apr. T. 3. P. 90.
В. С. Трубецкой приобрел картину как изображение св. Екатерины Александрийской, но впоследствии в ней признали св. Марию Магдалину. Вернее отождествить ее со святой Екатериной Сиенской — на картине изображен терновый венец, который она предпочла, отодвинув корону в сторону. Св. Екатерина Сиенская (1347–1380), автор мистического трактата «Il dialogo della Divina Providenza», канонизирована в 1461. Картина традиционно считалась произведением Карло Дольчи, хотя в монографию Ф. Балдассари (1995), посвященную этому мастеру, не включена.
Христос-отрок с Марией и Иосифом.
Медь, масло.
Размеры: 30,5-36,5 см. На обороте надпись: C. de B
Поступила в 1922 из Музея Академии художеств в Петрограде. Ранее: собр. князя А. А. Безбородко в Петербурге; с 1799 — собр. графов Кушелевых-Безбородко в Петербур- ге; с 1825 — собр. графа А. Г. Кушелева- Безбородко в Петербурге; с 1855 — собр. графа Н. А. Кушелева-Безбородко в Петербурге; с 1862 — Кушелевская галерея Академии художеств в Петербурге.
Инв.№ГЭ 3755
В собр. князя А. А. Безбородко картина носила название «Таинство трех ипостасей», что раскрывает символическое значение представленной сцены как «Земной Троицы» («La Trinità terrena»). Номер «26» на лицевой стороне картины соответствует номеру рукописного каталога собр. А. А. Безбородко, составленного И. Гауфом (Johann Hauff; каталог не обнаружен, номер установлен по списку 1840-х, хранящемуся в РГАДА. Ф. 377. Оп. 1. Д. 778). Подобного типа трехфигурная композиция «Мария-девочка со св. Анной и св. Иоакимом» (Картинная галерея Академии художеств, Вена) была исполнена Дольчи в 1635–1640. Эрмитажную картину можно датировать первой половиной 1650-х. На выставке 1861 в Петербурге экспонировалась картина из собр. Е. Д. Нарышкина, описание которой в каталоге (1861 Петербург. № 7) совпадает с эрмитажной: «Богоматерь, Христос-Младенец и св. Иосиф, над ними Св. Дух» (нынешнее местонахождение неизвестно).
Христос с Марией и Иосифом.
Холст, масло.
Размеры:61-79 см. На обороте картины, на подрамнике, надпись: «Del fu Sig. Gio. Gualberto Gucciardini 1727». Холст сверху срезан до того как была сделана надпись на подрамнике. На обороте холста — сургучная печать, по-видимому, с гербом Гвиччардини.
Поступила в 1917 через ГМФ. Ранее: собр. Дж. Г. Гвиччардини во Флоренции; собр. герцога М. Е. Лейхтенбергского в Петербурге; собр. великой княгини Марии Николаевны в Петербурге; собр. Е. М. и А. П. Ольденбургских в Петербурге.
Инв.№ГЭ 5106
Сюжет картины — «Земная Троица» («La Trinità terrena»), но отсутствуют традиционные изображения Бога Отца и Святого Духа. Иисус изображен не отроком, как в другом варианте композиции (инв. № ГЭ 3755, кат. 61), а юношей, аналогично изображению на картине «Святое собеседование» («Sacra conversazione»), 1674 (ранее — собр. герцога Боклю в Баухилле, графство Селкирк). В картине на ту же тему, начатой в 1666 для герцога Фердинандо II (вручена в 1686, находится в Музее Ареццо), Христос изображен более зрелым юношей. Эрмитажная картина создана, вероятно, раньше обеих, названных выше, — во второй половине 1650-х. Как следует из надписи на подрамнике, полотно принадлежало флорентийцу Джован Гуалберто Гвиччардини (1676–1726). Дата 1727 соответствует дате составления описи имущества умершего владельца. В описи значится картина Карло Дольчи, которую следует отождествлять с эрмитажной: «Sacra Conversazione in figure intere piccole… » («Святое собеседование с маленькими фигурами…»). Что касается сюжета, то он вполне мог быть определен как «Sacra conversazione». Балдассари (Baldassari 1995. P. 168), не зная эрмитажной картины, предположительно отождествила с полотном из собр. Гвиччардини то, которое входило в собр. герцога Боклю. После смерти герцога Максимилиана Лейхтенбергского в 1852 картину унаследовала его вдова — великая княгиня Мария Николаевна (Waagen 1864). Впоследствии полотно перешло к их дочери Евгении, состоявшей в браке с принцем А. П. Ольденбургским (на этих владельцев указывает надпись на обороте — «Ольденб.», сделанная в ГМФ).
Мученичество святого Андрея.
Холст, масло.
Размеры:123-113 см.
Поступила в 1947 через ЛГЗК. Ранее: в 1786 в магазине антиквара Г. И. Клостермана в Петербурге (?); до 1841 — собр. князя В. С. Трубецкого в Петербурге.
Инв.№ГЭ 8681
LA, II, 7.
Бальдинуччи (Baldinucci 1681–1728, ed. 1974–1975. Vol. 5. P. 347) сообщает, что Карло Дольчи создал три картины на сюжет «Мученичество св. Андрея»: для Паоло дель Сера, который увез ее в Венецию, где она имела большой успех; для маркиза Карло Джерини; для Карло Корбинелли, которая впоследствии принадлежала Андреа дель Россо. Кьярини (Chiarini 1978. P. 90–92) сообщает сведения об их судьбе. Вариант, исполненный для маркиза Джерини, имеющий подпись и дату 1646, находится в Палаццо Питти (Галерея Палатина, Флоренция; размер 122 × 99; куплен в 1818 из собр. Джерини). Полотно, принадлежавшее Паоло дель Сера, Кьярини, а также Вудворт (Woodward 1963. P. 250–252) идентифицируют с картиной 1643, хранящейся в музее Бирмингема. Третья версия (Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция; размер 65 × 72,5) ранее хранилась в доме настоятеля одной из церквей в Эмполи. Картина отличается от двух других как размером и форматом, так и композицией, хотя некоторые фигуры сходны. Филиппо Бальдинуччи, указывая на различие трех версий в размерах, подчеркивает их сходство в композиционном построении (Baldinucci 1681–1728, ed. 1974– 1975. Vol. 5. P. 347). Картина Дольчи имела большой успех, этим объясняется значительное число реплик, из которых одни признаются собственноручными, другие — копиями. Бальдассари (Baldassari 1995. P. 83, 84, 86) полагает, что выполненную для Паоло дель Сера картину следует идентифицировать с небольшой композицией на дереве (размер 52,5 × 41), хранящейся ныне в частном собр. в Нью- Йорке, и датирует ее временем ок. 1640 Высокие живописные достоинства эрмитажной картины позволяют отнести ее к числу работ, выполненных самим художником. С большой долей вероятности можно идентифицировать эрмитажную картину с полотном, находившимся в 1786 в продаже у Г. Клостермана в Петербурге: «St. Andrè à genoux devant la Croix. Sur ce tableau on voit beaucoup de figures il est peint par Carlo Dolci» («Св. Андрей, коленопреклоненный, перед распятием. На картине видно множество фигур, она исполнена Карло Дольчи» — Cat. Klostermann 1786. P. 2. N 30). Возможно, однако, что у Клостермана была другая картина, находящаяся ныне в частном собр. Нью- Йорка: на обороте ее сохранилась старая этикетка с надписью кириллицей. Сургучная печать на подрамнике указывает на принадлежность картины князю В. С. Трубецкому в XIX в. Она упоминается в списке произведений из его коллекции, составленном после смерти князя в 1841 (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 2. 1841. Д. 66).
КАРЛО ДОЛЬЧИ?
Святой Антоний аббат.
Холст, масло.
Размеры:65,5-89 см. (овал).
Поступила в 1829 из собр. герцогини де Сен Лё. Ранее: собр. маркиза Казимира Альбицци во Флоренции (?); до 1807 — в галерее Елисейского дворца в Париже; собр. императрицы Жозефины в замке Мальмезон близ Парижа.
Инв.№ГЭ 1611
LA, XIV.
Ваген (1864) неверно назвал изображенного святого Петром. Эта ошибка повторилась в Кат. 1889. Без сомнения, на картине представлен святой Антоний аббат: на левом рукаве изображен его атрибут — характерный крест в виде греческой буквы тау — «Т». Иногда его называют египетским, старозаветным крестом святого Антония. В инвентаре галереи Елисейского дворца в Париже значилась произведением Карло Дольчи вместе с парной картиной «Святой Лука». Впоследствии пара была разъединена, «Святого Луку» в 1818 Евгений Богарне из Мальмезона увез в Мюнхен. В Эрмитаже традиционная атрибуция никогда не оспаривалась. Кантелли (1983) также считает картину собственноручной работой Дольчи. В авторстве впервые усомнилась Бальдассари (1995), предположив, что картина является произведением художника болонской школы XVII в. Она же упоминает две картины Дольчи, овальной формы, «Св. Лука» и «Св. Антоний аббат», которые в XVII в. входили в коллекцию маркиза Казимира дельи Альбици и в 1724 экспонировались во Флоренции (Baldassari 1995. P. 79; Borroni Salvadori 1974. Р. 80–81). Автор не связывает эти произведения с теми, которые впоследствии попали во Францию, однако велика вероятность того, что это именно они. Автор аннотации к картине из Эрмитажа (см.: Malmaison 2003) ошибочно называет ее «Св. Матвей» со знаком вопроса, а парную, «Св. Антоний», считает пропавшей. О пребывании картины в галерее Елисейского дворца в Париже до 1807 сообщает Гранжан (1964).