ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ
Святая Анна, Дева Мария и младенец Христос с ягненком. Ок.1513-1516гг.
Дерево , масло.
Размеры:168-130 cм.
Из коллекции Людовика XIV (приобретена в 1661 г.)
Инв.№ INV.776
Léonard de Vinci 1452-1519.Musee du Louvre. du 24 Octobre 2019 au 24 Février 2020
В последние двадцать лет своей жизни Леонардо не раз возвращался к разработке группы, состоящей из Девы Марии с младенцем и святой Анны, здесь же мог находиться маленький святой Иоанн или ягненок, или же тот и другой.Было написано по крайней мере четыре варианта в натуральную величину.Эта работа, находившаяся в мастерской художника в Клу в 1571 г.,затем была приобретена кардиналом Ришелье, который подарил ее Людовику 13.Чтобы достичь большей динамичности, Леонардо отходит от монументальной , в духе классического искусства постановки фигур.И вместо того чтобы объединить их в единую группу, он изображает Марию в движении, направленном извне,уравновешивая ее фигуру спокойной устойчивой позой святой Анны.При атрибуции картину сравнивали с великолепными рисунками художника.Весьма удаленный в сравнении с первым планом пейзаж связывают с геологическими исследованиями Леонардо: его руку подтверждает изобилие слоистого строения скал и то, как, используя воздушную перспективу, художник создает рассеивающуюся атмосферу.
Мона Лиза (Джоконда). Ок.1503-1519 гг.
Дерево, масло.
Размеры:77-53cм.
Из коллекции Франциска I. (с 1518)
Инв.№ INV.779
Речь идет не только о самой знаменитой работе Леонардо, но и о самом известном в мире женском лице, которое будоражило фантазии ученых , писателей и поэтов всех времен.Определенного мнения о том, кем была эта молодая женщина, не существует, поскольку предположение о том, что это портрет Лизы Герардини, родившейся в 1479г. и в 1495г.ставшей женой Франческо Джокондо, -только одна из множества гипотез, хотя традиционно предпочтение отдают ей. В глубине, приглушенные воздушной перспективой, виднеются извилистая река, скалистые вершины, петляющая дорога. Кажется, что они одновременно и приближаются ,и удаляются, подчеркивая тем самым двусмысленную подвижность лица.Преобразования, творимые временем над физической реальностью, свершаются и в жизни духа.И Джаконда со своим вопрошающим взглядом, и прежде всего со своей неуловимой улыбкой , не то лукавой, не то печальной,наивысшее свидетельство того, как можно передать тайные движения человеческой души.Чтобы оправдать датировку:1503-1506гг. основывались на стиле и в то же время хотели как-то согласовать различные даты, взятые из наиболее близких к Леонардо источников.Считается, что он начал писать картину во Флоренции, но, не закончив ее, не отдал заказчикам.Однако в Риме по поручению Джулиано Медичи, которому хотелось иметь любую работу мастера, завершил ее.Когда умер Джулиано и Леонардо уехал во Францию, картину нашли в его мастерской в Клу, и Франциск1 приобрел ее за 4000 золотых скудо. Техника сфумато, доведенная до совершенства, рисунок из светотеней, лишенный четких очертаний.Текучие прозрачные краски выстраивают цветовую гамму едва уловимых световых колебаний- прием, изучению которого Леонардо посвятил столько научных исследований, ,,овеществляется,, в мазках, не оставляющих почти никаких следов на живописной поверхности.
Мадонна в гроте.1483-1486гг.
Дерево, масло.
Размеры:199-122 см.
Из коллекции Франциска I.
Инв.№ INV.777
Léonard de Vinci 1452-1519.Musee du Louvre. du 24 Octobre 2019 au 24 Février 2020
В этой картине для алтарной ниши, первом из созданных им в Милане шедевров, еще один вариант которой находится в Национальной галерее Лондона, художник разрабатывал тему Непорочного зачатия, включив в композицию Мадонну, младенца и маленького святого Иоанна и ангела Уриеля и поместив всю группу в скалистой расселине.Это метафорическое изображение лица Непорочной Девы, заимствованное из ,,Песни песней", достаточно часто встречается в иконографии Марии, особенно любимой приверженцами Непорочного зачатия. Значение формальных и иконографических находок проявляется в организации основных и дополнительных источников света, который создает акценты на жестах и взглядах,на динамичном сплетении поз.Тень преобладает над светом, контраст между затемненным фоном и отсветами,исходящими от фигур,определяет их объемы и придает каждой из них значение явления.Мария является самой важной фигурой в этой пирамидальной группе.Ее роль покровительницы подчеркнута движением ее рук : левой, находящейся над младенцем, и правой которой она обняла коленопреклоненного святого Иоанна.Ангел, поддерживающий Иисуса на берегу озерца, обратил свой взгляд к зрителям, как бы приглашая их принять участие в происходящем. Священный, пророческий смысл события усилен символическими ссылками: на Крещение ( вода на первом плане),на СтрастиХристовы (листья ириса в форме меча, провозвестники той боли, которая пронзит сердце Марии), на Воскрешение (пальмовые листья). Согласно легенде Христу и Иоанну Крестителю удалось спастись во время избиения младенцев, и они встретились во время бегства В Египет.И маленький святой Иоанн, находящийся под покровительством ангела Уриеля, оказал почести младенцу, приняв от него благословение.
Портрет женщины (La Belle Ferronnière).1495-1499 гг.
Дерево, масло.
Размеры:63-45 см.
Собрания Франциска I.
Инв.№ INV.778
Léonard de Vinci 1452-1519.Musee du Louvre. du 24 Octobre 2019 au 24 Février 2020
Святой Иоанн Креститель. Ок.1513-1516 гг.
Дерево, масло.
Размеры:69-57 см.
Из собрания Людовика XIV (приобр. в 1661 г.)
Инв.№ INV.775
Léonard de Vinci 1452-1519.Musee du Louvre. du 24 Octobre 2019 au 24 Février 2020
ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ, школа.
Богородица с веретеном.XVI в.
Дерево, масло.
Размеры:46-35 см.
Бенедикт XIII Орсини; подарок последнего кардиналу де Полиньяку, послу в Риме, 1724 г. - Базиль де Шлихтинг (1857-1914); завещание последнего, 1914 г.
Инв.№RF 2112
Святой Иоанн Креститель.1510-1520 гг.
Холст, масло.Переведена с дерева.
Размеры:177-115 см.
Коллекция Франциска I, приобретена в 1518 г.
Инв.№INV 780 (MR 325)
Портрет женщины, известной как La Belle Ferronnière.1500-1525 гг.
Дерево, масло.
Размеры:50-35 см.
Из собрания Людовика XIV
Инв.№INV 786(B 65)
Богородица, Младенец Иисус и маленький святой Иоанн Креститель.XVI в.
Дерево, масло.
Размеры:37-31 см.
Гораций Хис де ла Саль (1795–1878); подарок последнего, 1878 г.
Инв.№RF 198