МАСТЕР СУПРУЖЕСКОЙ ЧЕТЫ ДАТИНИ
Благословляющий Христос.
Дерево (тополь), темпера.
Размеры:диаметр 43, тондо; являлось верхней частью креста с изображением распятия. Основа состоит из трех досок. С обратной стороны восемь кованых гвоздей.
Происхождение: пост. в 1910 из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865 — собр. К.-А. Бейне в Петербурге; до 1897 — МАХ в Петербурге; до 1910 — РМ в Петербурге.
Инв.№ ГЭ 270
Исследование картины в инфракрасных лучах показало, что первоначально книга в руках Христа была большего размера. Благословляющий Христос иконографически восходит к типу Христа Пантократора (см.: Lexicon der christlichen Ikonographie 1968. Bd 1. S. 392–394). Как правило, подобные круглые медальоны с полуфигурой благословляющего Христа венчали расписные кресты с изображением распятия. Картина поступила в Эрмитаж как произведение тосканского мастера XIV в. круга Джотто. Согласно сведениям, приведенным в каталоге выставки 1922, Айналов приписал тондо Томмазо Джоттино, Липгарт — Бернардо Дадди, а позднее (Кат. Липгарта) — Джоттино. Лазарев (1928) считал, что картина выполнена под непосредственным влиянием Джотто, и датировал ее 1320-ми. В Кат. 1958 и 1976 фрагмент включен как работа школы Джотто со знаком вопроса. Корти (1971) опубликовал эрмитажное тондо как произведение неизвестного флорентийского мастера второй половины XIV в. Боскович (1975) включил тондо в список работ Пьетро Нелли. С этой атрибуцией согласился Тартуфери (1984). В качестве аналогии Тартуфери привел медальон с изображением благословляющего Христа, венчающий крест с «Распятием» школы Пьетро Нелли из церкви Сан Донато в Поджо (Пьеве). Отметив гораздо более высокое качество картины из Эрмитажа, Тартуфери указал на сходство в трактовке волос, одежды, орнамента. На этом основании он предположил, что для обоих тондо существовал один прототип и, более того, возможно, один рисунок. Беллози (1983–1984) приписал «Благословляющего Христа» художнику, которого он условно назвал Мастером супружеской четы Датини по картине «Троица» (Капитолийская пинакотека, Рим), на которой имеется герб купца из Прато, Франческо Датини, а он сам, его жена и приемная дочь изображены коленопреклоненными. Исходя из возраста дочери Франческо, Беллози датировал «Троицу» ок. 1400. По его мнению, Мастером супружеской четы Датини мог быть либо Томмазо дель Маццо, сотрудничавший с Пьетро Нелли, а позднее, ок. 1391, с Никколó ди Пьетро Джерини, либо Джованни ди Тано Феи, работавший, согласно документам, для семьи Датини. В Кат. 1994 была принята вполне убедительная атрибуция Беллози. Сходство между Богом Отцом в «Троице» и благословляющим Христом на эрмитажном тондо достаточно велико, чтобы предположить, что обе картины выполнены одним и тем же мастером.